19 ноября Государственной Думой РФ в третьем чтении принят законопроект, который вводит новый вид объектов концессионных соглашений (КС) – неиспользуемые объекты культурного наследия (ОКН) в неудовлетворительном состоянии.
Законопроект дополняет 115-ФЗ отдельной главой 4.2, которая определяет особенности КС в отношении неиспользуемых ОКН в неудовлетворительном состоянии, в том числе вводит дополнительные существенные условия применительно к таким КС. В частности, инвестиционные обязательства концессионера описываются как проведение работ по сохранению объекта КС.
КС может быть расторгнуто на основании решения суда как по требованию как концедента, так и органа охраны ОКН, если неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по КС повлекло за собой уничтожение или существенное повреждение ОКН.
Закон вступит в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования (если будет одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ).
В нем также содержатся переходные положения о неприменении к ранее заключенным КС/СГЧП, а также к процедурам по заключению КС/СГЧП, начатым до даты его вступления в силу.
Начальник правового управления Зульфат Галяутдинов отметил, что законопроект был представлен на первом чтении еще в 2019 году, но работа над ним активизировалась после Послания Президента России Владимира Путина 29 февраля 2024 года.
Согласно пояснительной записке целью принятия законопроекта являлось создание правовых условий для максимального вовлечения инвесторов в сферу сохранения и восстановления ОКН путем заключения концессионных соглашений, соглашений о ГЧП. Однако по предварительным оценкам экспертов в области ГЧП часть положений законопроекта негативно скажется на вовлечении ОКН в концессии. Так становится неочевидно, допускается ли теперь заключение концессионного соглашения в отношении ОКН, не имеющих статус находящихся в неудовлетворительном состоянии. Также неясно, как будет определяться и подтверждаться факт неиспользования ОКН, для вовлечения таких объектов в концессию. При внесении поправок в законодательство критически важно обеспечить интеграцию новых норм в уже существующее правовое поле, принимая во внимание специфику изменяемых норм и практику их применения. В противном случае изменения могут привести к эффектам, прямо противоречащим целям, указанным в законопроекте.