Отчет о реализации в 2019 году Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016–2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр
Основной целью Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016–2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр (далее – Стратегия), является повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом, развитие земельных и имущественных отношений в Республике Татарстан как одного из значимых факторов социального и экономического роста Республики Татарстан.
Для достижения указанной цели в рамках Стратегии Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее – Министерство) решаются следующие задачи:
1. Обеспечение полного и достоверного учета государственного и муниципального имущества и земельных участков Республики Татарстан;
2. Обеспечение доходности государственного и муниципального имущества;
3. Обеспечение эффективного использования государственного и муниципального имущества организациями-балансодержателями;
4. Увеличение поступления земельного налога;
5. Повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;
6. Обеспечение установленного порядка согласования документов территориального планирования и повышение их качества;
7. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов государственной и муниципальной собственности, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
8. Обеспечение реализации социальных программ, относящихся к сфере земельных и имущественных отношений, в том числе предоставления земельных участков многодетным семьям;
9. Повышение качества деятельности Палат, Управлений, Комитета имущественных и земельных и отношений муниципальных образований Республики Татарстан.
Ожидаемые результаты (индикаторы) реализации Стратегии, установленные на 2019 год, достигнуты.
Плановые объемы финансирования государственной программы «Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014–2022 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1140, обеспечивающей реализацию Стратегии, на 2019 год, в соответствии со сводной бюджетной росписью Республики Татарстан на 2019 год, составили 2 331,99 млн рублей. Сумма выделенных средств на 2018 год составила 2 181,99 млн рублей, фактически использовано 2 176,79 млн рублей.
Финансирование государственной программы «Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014–2022 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1140, обеспечивающей реализацию Стратегии, осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Информация о достижении в 2019 году целевых значений индикаторов оценки результатов реализации Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016–2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр
|
Индикатор |
Значение индикатора за 2019 год |
|
|
План |
Факт |
|
|
Доля государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, информация о составе имущества которых актуализирована в Реестре государственной собственности Республики Татарстан, в общем количестве государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (без учета организаций-банкротов и находящихся в ликвидации), процентов |
100,0 |
100,0 |
|
Выполнение бюджетного задания в части доходов от реализации и использования государственного имущества и земельных участков, процентов |
100,0 |
102,37 |
|
Доля акционерных обществ с долей Республики Татарстан в уставном капитале от 50 до 100% и государственных унитарных предприятий, финансово-хозяйственная деятельность которых проанализирована Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в общем количестве таких предприятий, процентов |
100,0 |
100,0 |
|
Индикатор |
Значение индикатора за 2019 год |
|
|---|---|---|
|
План |
Факт |
|
|
Доля государственных учреждений, где была проведена проверка использования государственного имущества, в общем количестве государственных учреждений, процентов |
92,0 |
92,0 |
|
Доля трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий со 100-процентным выполнением условий договора в общем количестве трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий, процентов |
83,0 |
83,30 |
|
Доля земельных участков, находящихся у государственных учреждений, зарегистрированных в собственность Республики Татарстан, в общем количестве земельных участков, находящихся у государственных учреждений, процентов |
99,0 |
99,0 |
|
Доля земельных участков, на которые оформлено право постоянного (бессрочного) пользования, в общем количестве земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования государственным учреждениям на основании распоряжений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, процентов |
99,5 |
99,5 |
|
Доля многодетных семей, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельного участка на начало отчетного года, процентов |
71,0 |
71,16 |
|
Доля ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, по которым подготовлены проекты постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, в общем количестве поступивших ходатайств, за исключением тех, по которым отказано в рассмотрении либо отказано в переводе земель согласно законодательству, процентов |
100,0 |
100,0 |
|
Доля выполненных мероприятий по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости, а также землеустроительных работ в общем числе мероприятий по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости, а также землеустроительных работ, процентов |
100,0 |
100,0 |
|
Доля количества объектов недвижимости, по которым проведена государственная регистрация права собственности Республики Татарстан, к количеству объектов недвижимости, запланированных к регистрации в собственность Республики Татарстан, процентов |
100,0 |
100,0 |
|
Доля объема имущества, приобретенного в государственную собственность Республики Татарстан, к объему имущества, запланированному к приобретению в государственную собственность Республики Татарстан, процентов |
100,0 |
100,0 |
Информация об исполнении в 2019 году Плана мероприятий
по реализации Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016–2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр
|
Основные направления действий Стратегии |
Наименование основных мероприятий |
Ответственный исполнитель, исполнители |
Период (срок) реали-зации |
Информация о ходе исполнения |
|---|---|---|---|---|
|
1. Развитие учета государствен-ного и муниципаль-ного имущества
|
1.1. Актуализация сведений о составе имущества государственных унитарных предприятий и государственных учреждений в Реестре государственной собственности Республики Татарстан |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан |
Еже-годно. 2016–2030 годы |
Государственные активы Республики Татарстан в настоящее время составляют 449,46 млрд рублей, в том числе стоимость имущества, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений – 103,46 млрд рублей, стоимость имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий – 5,32 млрд рублей, стоимость государственного портфеля акций по номинальной стоимости – 156,23 млрд рублей, стоимость объектов казны – 50,97 млрд рублей, кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан – 133,48 млрд рублей. На 01.01.2020 в Реестре государственной собственности Республики Татарстан значатся 924 юридических лица, в том числе 828 государственных учреждений, 12 унитарных предприятий, 84 хозяйственных общества с долей государства в уставном капитале (в базе данных Татарстанстата учтено 14 государственных унитарных предприятий, в том числе два – не ведущие финансово-хозяйственную деятельность («Племптицесовхоз «Юдинский», «Совхоз «Садовод» концерна «Татплодовощпром»). В собственности Республики Татарстан находится 67,30 тыс.гектаров земель |
|
2. Обеспечение доходности имущества и земельных участков, находящихся в государствен-ной собственности и распоряже-нии муници-пальных образований Республики Татарстан
|
2.1. Выполнение бюджетного задания по доходам от использования и реализации государственного, муниципального имущества и земельных участков |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Палаты, Управления, Комитет имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию) |
2016–2030 годы |
В 2019 году доходы бюджета Республики Татарстан от использования и реализации имущества и земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, составили 450,88 млн рублей. Бюджетное задание выполнено на 102,37%. В 2019 году в бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан от реализации и использования муниципального имущества и земельных участков поступило 4 724,02 млн рублей, что составляет 111,61% бюджетного задания. Бюджетное задание выполнено всеми муниципальными образованиями |
|
2.3. Осуществле-ние мониторинга доходов от использования и реализации муниципального имущества (земельных участков) и задолженности по арендным платежам в муниципальные бюджеты |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан
|
2016 – 2030 годы |
В 2019 году в бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан от реализации и использования муниципального имущества и земельных участков поступило 4 724,02 млн рублей, что составляет 111,61% бюджетного задания. Бюджетное задание выполнено всеми муниципальными образованиями. В структуре доходов местных бюджетов в 2019 году наибольший удельный вес имеют доходы от аренды земельных участков – 2 438,85 млн рублей и их реализации – 1 043,97 млн рублей, от продажи имущества – 255,72 млн рублей, от аренды имущества – 266,40 млн рублей. Кроме того, в бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан поступила часть чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий в размере 41,26 млн рублей, дивиденды – 2,91 млн рублей, доходы от передачи имущества в доверительное управление – 1,23 млн рублей, от сервитута – 2,55 млн рублей, прочие доходы от использования имущества в размере 671,12 млн рублей. По сравнению с 2018 годом объем доходов местных бюджетов от использования и реализации имущества и земель в целом по республике уменьшился на 299,96 млн рублей или на 5,97% (4 723,79 млн рублей – на 01.01.2020 и 5 023,75 млн рублей – на 01.01.2019). Объем доходов уменьшился в 15 муниципальных районах, г.Казани и г.Набережные Челны. При этом в 28 муниципальных районах произошло увеличение объема доходов. Сумма задолженности перед местными бюджетами Республики Татарстан по договорам аренды земель и муниципального имущества на 01.01.2020 составила 392,91 млн рублей, из них по договорам аренды земель – 345,73 млн рублей, по договорам аренды имущества – 47,19 млн рублей. По сравнению с началом 2019 года задолженность перед местными бюджетами увеличилась в целом по республике на 14,24 млн рублей (378,67 млн рублей – на 01.01.2019). При этом задолженность по аренде земельных участков увеличилась на 14,25 млн рублей. Задолженность по аренде имущества в целом по республике по сравнению с началом года уменьшилась на 5,60 тыс.рублей. По аренде имущества задолженность уменьшили 10 муниципальных образований, по аренде земель задолженность выросла в 23 муниципальных образованиях |
|
|
2.4. Организация обучения руководителей и специалистов Палат, Управлений, Комитета имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан
|
Департамент государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан (по согласованию), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (при выделении бюджетного финансирования) |
2016–2030 годы |
В августе 2019 года на коллегии Министерства с участием органов местного самоуправления Республики Татарстан были рассмотрены изменения в федеральном и республиканском законодательстве, принятые в 2019 году в сфере земельных и имущественных отношений Сотрудниками Министерства проводятся консультации сотрудников палат имущественных и земельных отношений по телефону и при непосредственном общении. В 2019 году Министерством были организованы обучающие семинары для специалистов органов местного самоуправления в сфере имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан, на которых были рассмотрены вопросы: «Земельные и имущественные отношения в 2019 году: новое в регулировании, правоприменительная и судебная практика»; «Актуальные вопросы регулирования земельно-имущественных отношений в сфере управления государственной и муниципальной собственностью». В отчетном году сотрудники Министерства в составе информационно-консультативной группы по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам осуществили выездной прием граждан в Альметьевском, Аксубаевском, Арском, Апастовском, Камско-Устьинском, Кукморском, Мамадышском, Новошешминском, Рыбно-Слободском, Спасском, Тетюшском, Чистопольском муниципальных районах Республики Татарстан. 4 декабря 2019 года сотрудники Министерства приняли участие в мероприятии по оказанию бесплатной юридической помощи инвалидам I, II и III групп, детям-инвалидам, а также их представителям, проведенном в государственном автономном учреждении социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов «Восхождение» г.Казани |
|
|
|
2.5. Повышение квалификации оценщиков Республики Татарстан |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (при выделении бюджетного финансирования), Некоммерческое партнерство «Союз оценщиков Республики Татарстан» (по согласованию) |
2016–2030 годы |
По предложению Президента Республики Татарстан, направленному в Министерство экономического развития Российской Федерации, в 2017–2018 годах в Татарстане, наряду с городами Москва и Санкт-Петербург, организован прием федерального квалификационного экзамена для оценщиков на площадке Казанского федерального университета (приняли участие 1 072 оценщика из 24 регионов Российской Федерации), проведение очередного экзамена планируется в 2020 году |
|
|
2.6. Подготовка методических материалов для специалистов Палат, Управлений, Комитета имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2030 годы |
Министерством на постоянной основе оказывается методологическая помощь органам местного самоуправления по вопросам земельно-имущественных отношений путем проведения обучающих семинаров, круглых столов, направления информационных писем с разъяснением норм действующего законодательства. В соответствии с поручением Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова Некоммерческим партнерством «Союз оценщиков Республики Татарстан» при содействии Министерства дважды в год проводится мониторинг рынка и выпускается сборник «Мониторинг недвижимости, земельных участков и арендных ставок», который служит ориентиром для администраций муниципальных образований Республики Татарстан и оценщиков по диапазонам цен при проведении сделок с государственным и муниципальным имуществом |
|
4. Повышение эффективности использования земель сельскохозяй-ственного назначения |
4.1. Осуществление мероприятий по понуждению к использованию по назначению земельных участков сельскохозяйственного назначения, либо их изъятию в случае неисполнения требований к использованию по назначению таких участков |
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан (по согласованию), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан |
2016–2030 годы |
Во исполнение пункта 6 Протокола заседания Совета при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции от 03.12.2014 № ПР-317 (далее – Протокол) об обеспечении эффективного и целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, служебной записки Начальника Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики М.С.Бадрутдинова от 03.10.2015 № вн-10760 в Единой государственной системе отчетности «Отчеты ведомств» информационного портала «Открытый Татарстан» в разделе «Имущественные и земельные отношения» Минземимуществом РТ разработан и размещен отчет «О неиспользуемых земельных участках сельскохозяйственного назначения по целевому назначению». Согласно данным Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан на 01.01.2020 в Республике Татарстан выявлено более 43,00 тыс.гектаров неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, из них вовлечено в сельскохозяйственный оборот 7,90 тыс.гектара. В целом в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, неиспользуемых по целевому назначению, Министерство проводит судебную работу по изъятию таких участков на основании материалов, поступивших из Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан |
|
4.2. Завершение оформления прав собственности на невостребованные земельные доли сельскохозяйственных угодий |
Палаты, Управления имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию)
|
2018–2019 годы |
На 01.01.2020 в Республике Татарстан площадь невостребованных долей земель сельскохозяйственного назначения составляет 377,05 тыс.гектара. В результате совместной работы Министерства, органов местного самоуправления республики и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан судебными органами приняты решения о признании права муниципальной собственности на 242,22 тыс.гектара земель, при этом 93,38% из них зарегистрировано в муниципальную собственность. Большие затруднения у органов местного самоуправления вызывает оформление исковых заявлений о признании права муниципальной собственности в отношении земельных долей, по которым отсутствует информация о владельцах и их наследниках – их месте жительства, сведения о смерти |
|
|
5. Обеспечение установлен-ного порядка согласования документов территориаль-ного планиро-вания и повышение их качества |
5.2. Обеспечение внесения изменений в генеральные планы поселений не чаще одного раза в полугодие |
Органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию) |
2016–2030 годы |
В целях определения объема работ по приведению генеральных планов поселений в соответствие с требованиями Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ (далее – № 507-ФЗ) государственным бюджетным учреждением «Фонд пространственных данных Республики Татарстан» (далее – ГБУ «ФПД РТ») осуществлен сбор информации о находящихся в разработке генеральных планах и правилах землепользования и застройки от муниципальных районов Республики Татарстан. На кадастровый учет по Республике Татарстан по состоянию на 01.01.2020 поставлены границы населенных пунктов, входящих в состав 153 муниципальных образований (всего в республике 913 муниципальных образований, с учетом городских и сельских поселений). В разработке у различных исполнителей находятся генеральные планы 348 поселений, принятие которых обеспечит постановку на учет границ 1 198 населенных пунктов. До конца 2020 года планируется разработать генеральные планы еще 412 поселений и, соответственно, поставить на кадастровый учет границы 1 326 населенных пунктов. Определены критерии очередности подготовки генеральных планов поселений муниципальных районов Республики Татарстан (далее – критерии), при этом одним их основных критериев является предоставление проработанных исходных данных в кратчайшие сроки. На основании критериев составлена «дорожная карта», в соответствии с которой ГБУ «ФПД РТ» разрабатывает генеральные планы сельских поселений. На завершающем этапе находятся генеральные планы 12 сельских поселений Сабинского, Тукаевского и Пестречинского районов. А также начата работа по 55 поселениям Атнинского, Кукморского и Камско-Устьинского муниципальных районов В рамках разработки генеральных планов поселений ГБУ «ФПД РТ» ведет работу по сбору исходных данных. В адрес всех муниципальных районов Республики Татарстан направлена анкетная форма для сбора исходных данных (далее – анкета). От 23 муниципальных районов были получены и проанализированы исходные данные. При наличии замечаний полученные анкеты направляются на доработку. В целях получения наиболее полной информации о поселениях, принятия правильных решений по устойчивому развитию территорий и разработки генеральных планов помимо качественно проработанных анкет необходимы также следующие данные по объектам, расположенным на территории поселений: 1. По действующим предприятиям различной специализации, в том числе фермам – проекты обоснования расчетных границ санитарно-защитных зон, проекты предельно допустимых выбросов, карты-схемы предприятий с указанием местоположения объектов производства и хранения, а также контактные данные руководителей предприятий. 2. Информация об имеющихся на территории поселений действующих карьерах и отработанных карьерах, в отношении которых требуется рекультивация. 3. Информация по фактическим границам кладбищ с указанием поворотных точек в виде таблиц координат в системе МСК-16. 4. В отношении водозаборных скважин и каптированных родников, расположенных на территории поселения, в т.ч. принадлежащих фермам – проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также контактные данные организаций, обслуживающих скважины. 5. В отношении имеющихся скотомогильников и биотермических ям – местоположение на ситуационном плане поселения, при наличии – ветеринарно-санитарные карточки, в отношении ликвидированных скотомогильников – акты ликвидации. 6. Информация о несанкционированных свалках, местоположение их на ситуационном плане поселения для включения в национальный проект «Экология». Для реализации системного подхода к вопросам развития территорий в Республике Татарстан необходимо внесение изменений в региональное законодательство, которое позволит учитывать совокупность факторов, рассматриваемых в рамках законодательства Республики Татарстан, а именно: внесение изменений в Закон Республики Татарстан от 28.07.2004 № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» в части вопросов территориального планирования в целях приведения к единообразию процедуры разработки генеральных планов муниципальных образований, установления единых стандартов и регламентов путем определения единого заказчика и регулятора в лице ГБУ «ФПД РТ»; внесение изменений в Закон Республики Татарстан от 25.12.2010 № 98-ЗРТ «О градостроительной деятельности в Республике Татарстан» позволит упорядочить порядок разработки и согласования генеральных планов, а также границ муниципальных образований и Республики Татарстан, позволит реализовать системный подход в области территориального планирования в Республике Татарстан. Внесение соответствующих изменений приведет к рационализации расходования бюджетных средств Республики Татарстан вследствие стандартизации процессов в ходе разработки генеральных планов, упрощению процедур и сокращению временных затрат при подготовке документов территориального планирования как со стороны муниципальных образований, так и со стороны исполнителей работ, что положительно повлияет на инвестиционную привлекательность Республики Татарстан |
|
6. Обеспечение реализации инвестицион-ных и инфра-структурных проектов земельными участками |
6.1. Обеспечение реализации инвестиционных и инфраструк-турных проектов земельными участками путем выкупа, изъятия, мены |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан |
2016–2030 годы |
Статьей 33.3 Земельного кодекса Республики Татарстан установлены критерии для предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов юридическим лицам в соответствии с распоряжением Президента Республики Татарстан для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения или реализации масштабных инвестиционных проектов. Оценочные показатели таких критериев установлены Указом Президента Республики Татарстан от 07.12.2015 № УП-1170 «Об установлении качественных и количественных показателей критериев, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых допускается предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов». В целях реализации данной нормы Земельного кодекса Республики Татарстан принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2015 № 1034 «Об утверждении Порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Земельным кодексом Республики Татарстан, для предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжениями Президента Республики Татарстан». В течение 2016–2019 годов по подготовленным Министерством проектам принято 40 распоряжений Президента Республики Татарстан о предоставлении в аренду без торгов под инвестиционные проекты 166 земельных участков площадью более 400 гектаров (в том числе 13 участков площадью около 25 гектаров предоставлено для защиты прав обманутых дольщиков). Во исполнение распоряжений Президента Республики Татарстан заключены договоры аренды земельных участков, в которых учтены количественные показатели инвестиционных проектов (сроки строительства, графики и объем инвестиций, санкции за неисполнение и т.п.). Министерством в 2019 году в отношении федеральных и республиканских земель заключено четыре договора аренды в целях реализации прав обманутых дольщиков и один договор аренды с Общественным благотворительным фондом помощи детям, больным лейкемией, в Республике Татарстан имени Анжелы Вавиловой для размещения хосписа |
|
6.2. Выкуп инвестиционно-привлекательных земельных участков при реализации прав преимуществен-ного выкупа земель сельскохо-зяйственного назначения (при наличии финансирования) |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию) |
2016–2030 годы |
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Во исполнение данной нормы законодательства в отчетном году Министерством рассмотрено более 1 700 извещений о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного назначения. В рамках реализации преимущественного права покупки в собственность Республики Татарстан земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не приобретались. В муниципальную собственность в 2019 году из земель сельскохозяйственного назначения приобретены Дрожжановским муниципальным районом Республики Татарстан 3 земельных участка площадью 9,4 гектара. Одной из наиболее острых проблем продолжает оставаться неэффективное использование земель сельскохозяйственного назначения. Согласно данным Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан на 01.01.2020 в Республике Татарстан выявлено более 43,0 тыс.гектаров неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, из них вовлечено в сельскохозяйственный оборот 7,90 тыс.гектара |
|
|
8. Предостав-ление земельных участков многодетным семьям |
8.1. Обеспечить долю многодет-ных семей, полу-чивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодет-ных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельных участ-ков на начало отчетного года, не менее 75% |
Палаты, Управления, Комитет имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию) |
2018–2030 годы |
По данным органов местного самоуправления на 01.01.2020 всего в Республике Татарстан более 60,3 тысяч многодетных семей, из них включены в списки на получение участков 55,08 тысяч семей. Органами местного самоуправления Республики Татарстан совместно с Министерством ведется работа по организации процесса предоставления земельных участков многодетным гражданам. В результате 35,17 тысячи многодетных семей получили в собственность земельные участки. При этом показатель «Доля многодетных семей, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельных участков на начало отчетного года, процентов» выполнен на 71,2% (плановое значение показателя на 2019 год, установленное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2019 № 1244 «Об утверждении Государственного задания на управление исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, отдельным государственным учреждениям Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2019–2022 годы», составляет 71,0%) |
|
9. Обеспечение эффективного использования имущества, закрепленного за государ-ственными и муниципаль-ными учреждениями. |
9.1. Осуществление проверок использования государственными и муниципальными учреждениями имущества и земельных участков, проведение мероприятий по перераспределению неэффективно используемого имущества |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитет имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию) |
2016–2030 годы |
В 2019 году проведены 93 выездные контрольные проверки по использованию государственного имущества и земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан и оперативном управлении государственных учреждений, а также в безвозмездном пользовании муниципальных организаций и отдельных государственных учреждений Необходимо отметить, что при проведении проверок в 2019 году Министерством выявлены следующие нарушения: - 6 учреждений передали помещения в пользование сторонних организаций площадью 2 071,11 кв.м без оформления соответствующих договоров и согласия Министерства, 2 учреждения передали 18 единиц движимого имущества, 2 учреждения передали 2 автомобиля; - у 17 учреждений отсутствует государственная регистрация права оперативного управления на 43 объект недвижимости; - 8 учреждений не представили сведения для внесения в Реестр государственной собственности Республики Татарстан на 10 объектов недвижимости; - не используются 58 объектов недвижимости общей площадью 15 720,93 кв.м, 4 земельных участка площадью 2,93 га, 20 единиц автотехники. По итогам проверок 23 акта направлены в прокуратуру Республики Татарстан, составлено 7 протоколов об административных правонарушениях в соответствии со статьей 4.3 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, из которых по одному протоколу назначено административное наказание в виде штрафа, по 5 протоколам – наказания не назначены (решения приняты в пользу ответчика), по одному протоколу в настоящее время проводятся судебные мероприятия. Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 19.02.2013 № Пр-332 в 2019 году Министерством завершены проверки использования государственного имущества, переданного в безвозмездное пользование исполнительным комитетам муниципальных образований Республики Татарстан, для осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния |
|
10. Совершен-ствование системы контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий |
10.3. Проведение регулярного мониторинга соблюдения руководителями государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий ограничений, установленных статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитет имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию) |
2016–2030 годы |
Ежеквартально по данным Единого государственного реестра юридических лиц, а также программы Контур Фокус проводится мониторинг соблюдения руководителями государственных и муниципальных унитарных предприятий ограничений, установленных статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» |
|
|
10.4. Регулярное проведение выборочной проверки контрагентов государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий на предмет контроля заинтересованности в сделке |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитет имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию) |
2016–2030 годы |
Проведение проверок контрагентов государственных унитарных предприятий осуществляется Министерством ежеквартально согласно представленным отчетам руководителей государственных унитарных предприятий. Также Министерством принят приказ от 12.04.2017 № 145-пр об утверждении положения о порядке сообщения руководителями государственных унитарных предприятиях Республики Татарстан и руководителями акционерных обществ со 100-процентной долей Республики Татарстан в уставном капитале о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также положения о соответствующей комиссии |
|
|
10.5. Регулярный пересмотр положений уставов для государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий в рамках меняющегося законодательства и задач, поставленных перед органами исполнительной власти в части контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитет имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию) |
2016–2030 годы |
Учитывая внесенные изменения в трудовые договоры руководителей государственных унитарных предприятий, необходимости внесения изменений в уставы государственных унитарных предприятий не было |
|
|
10.6. Регулярный контроль за согласованными сделками в части исполнения установленных обязательств |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитет имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию) |
2016–2030 годы |
Министерство осуществляет контроль и учет согласованных сделок согласно срокам, указанным в распоряжениях, которые впоследствии отражаются в реестре согласованных сделок |
|
Реализация государствен-ной политики в хозяйственных обществах с государствен-ным участием, управление госпакетами акций
|
11.1. Организация деятельности государственных представителей в органах управления хозяйственных обществ |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан |
2016–2030 годы |
В 2019 году Министерством в установленные законодательством сроки во все акционерные общества с долей государства были направлены предложения о включении в повестку дня годовых общих собраний акционеров вопроса о выплате в денежной форме годовых дивидендов в размере не менее 50,0% чистой прибыли общества по результатам 2018 года, а также предложения по кандидатурам государственных представителей в органы управления и контроля акционерных обществ. Представителям Республики Татарстан направлены упреждающие директивы и инструктивные письма по порядку голосования или при принятии ими решений по распределению прибыли (выплате дивидендов), а также при согласовании решений по сделкам с активами общества, изменению величины уставного капитала, а также реорганизации и ликвидации общества. Результатом проведенных мероприятий стало принятие 16 хозяйственными обществами с долей Республики Татарстан в уставных капиталах решения о перечислении дивидендов в бюджет Республики Татарстан на общую сумму 113,56 млн рублей. Обеспечено участие представителей государства в 42 годовых общих собраниях акционеров и 31 внеочередном общем собрании акционеров. Министерством как единственным акционером принято 51 распоряжение об утверждении решений, относящихся к компетенции общего собрания акционеров, в том числе 25 распоряжений – об утверждении решений, относящихся к компетенции годового общего собрания акционеров. На 2019–2020 корпоративный год избрано в органы управления и контроля акционерных обществ 146 представителей Республики Татарстан, а также 18 независимых директоров в 80 акционерных обществах. Сформирован состав государственных представителей в органы управления и контроля акционерных обществ с долей государства в уставных капиталах на 2020–2021 корпоративный год. Всего выдвинуто 144 государственных представителя и 17 независимых директоров в 80 акционерных обществ |
|
11.2. Обучение государственных представителей |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан |
2018–2030 годы |
В 2019 году обучение государственных представителей не проводилось
|
|
|
11.3. Завершение приватизации государственных пакетов акций, не имеющих стратегического значения для Республики Татарстан |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан |
2016–2030 годы |
В течение 2019 года продажи государственных пакетов акций не производились |
|
|
12. Повышение эффективности использования объектов недвижимости, находящихся в государствен-ной собствен-ности |
12.1. Вовлечение объектов недвижимости в хозяйственный оборот с использованием механизмом концессии и государственно-частного партнерства |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан
|
2016–2030 |
В апреле 2019 года по результатам проведенного открытого конкурса Министерством с акционерным обществом «Департамент продовольствия и социального питания г.Казани» подписано концессионное соглашение о передаче помещения, расположенного по ул.Оренбургский тракт, д.140, корп.8, помещение 1007, г.Казани, для оказания услуг лечебного питания в государственном автономном учреждении здравоохранения «Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» сроком на 10 лет |
|
12.2. Подготовка предложений по использованию объектов недвижимости, не вовлеченных в хозяйственный оборот |
Отраслевые министерства Республики Татарстан |
2017–2018 годы |
В текущем году проведены мероприятия по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости, выявленных в 2018 году по итогам инвентаризации неиспользуемых объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые были распределены по 4 группам
По результатам проведенных мероприятий из 3 объектов незавершенного строительства, находящихся в собственности Республики Татарстан, 1 объект введен в эксплуатацию, из 14 объектов, находящихся в муниципальной собственности, 2 объекта включены в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства. Решение вопроса целесообразности завершения строительства оставшихся объектов с последующим вовлечением их в хозяйственный оборот возможно после разработки проектно-сметной документации и определения источника финансирования либо принятия решения о списании. Из 280 незадействованных объектов, необходимых для развития отрасли, находящихся в муниципальной собственности, 68 объектов вовлечены в хозяйственный оборот, 69 объектов включены в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства. В целях эффективного использования вышеуказанных объектов необходимо осуществить расчет затрат на проведение капитального ремонта для их дальнейшего использования. На сегодняшний день отсутствуют сведения об объемах необходимого финансирования на проведение капитального ремонта в связи с отсутствием финансирования на подготовку проектно-сметной документации. Из 70 незадействованных объектов, пригодных для использования в иных отраслях, находящихся в собственности Республики Татарстан, вовлечены в хозяйственный оборот 7 объектов, из 292 объектов, находящихся в муниципальной собственности, 19 объектов вовлечены в хозяйственный оборот, 114 объектов включены в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства. Министерством предложено проработать вопрос вовлечения в хозяйственный оборот оставшихся незадействованных объектов, находящихся в муниципальной собственности, путем: - включения в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства; - включения в план приватизации для реализации на открытых аукционных торгах либо применения механизма муниципально-частного партнерства. В отношении незадействованных объектов, находящихся в собственности Республики Татарстан, предложено проработать вопрос вовлечения данных объектов в хозяйственный оборот путем: - передачи указанных объектов в собственность соответствующих муниципальных образований Республики Татарстан; - включения объектов в план приватизации для реализации на открытых аукционных торгах либо применения механизма государственно-частного партнерства. В случае отсутствия инвестиционной привлекательности, возможности дальнейшего использования незадействованных объектов, находящихся в муниципальной собственности либо в собственности Республики Татарстан, правообладателям предложено рассмотреть вопрос их списания |