Отчет о реализации в 2020 году Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр (в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр

Отчет о реализации в 2020 году Стратегии развития государственной политики в сфере земельных   и   имущественных   отношений                    Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных      отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр (в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр)

 

Основной целью Стратегии развития государственной политики в сфере земельных   и   имущественных   отношений   Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр (в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр) (далее – Стратегия), является повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом, развитие земельных и имущественных отношений в Республике Татарстан как одного из значимых факторов социального и экономического роста Республики Татарстан.

Для достижения указанной цели в рамках Стратегии Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее – Министерство) решаются следующие задачи:

1. Обеспечение полного и достоверного учета государственного и муниципального имущества и земельных участков Республики Татарстан;

2. Обеспечение доходности государственного и муниципального имущества;

3. Обеспечение эффективного использования государственного и муниципального имущества организациями-балансодержателями;

4. Увеличение поступления земельного налога;

5. Повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;

6. Обеспечение установленного порядка согласования документов территориального планирования и повышение их качества;

7. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов государственной и муниципальной собственности, находящихся в неудовлетворительном состоянии;

8. Обеспечение реализации социальных программ, относящихся к сфере земельных и имущественных отношений, в том числе предоставления земельных участков многодетным семьям;

9. Повышение качества деятельности Палат, Управлений, Комитета имущественных и земельных и отношений муниципальных образований Республики Татарстан.

Ожидаемые результаты (индикаторы) реализации Стратегии, установленные на 2020 год, достигнуты.

Плановые объемы финансирования государственной программы «Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014 – 2023 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1140, обеспечивающей реализацию Стратегии, на 2019 год, в соответствии со сводной бюджетной росписью Республики Татарстан на 2020 год, составили 501,72 млн рублей.  Сумма выделенных средств на 2020 год составила 501,72 млн рублей, фактически использовано 484,41 млн рублей.

Финансирование государственной программы «Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014 – 2023 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1140, обеспечивающей реализацию Стратегии, осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан.

 

Информация о достижении в 2020 году целевых значений индикаторов оценки результатов реализации Стратегии развития государственной    политики в сфере земельных и имущественных отношений                      Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных      отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр

(в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр)

 

 

Индикатор

Значение индикатора

за 2020 год

План

Факт

Доля государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, информация о составе имущества которых актуализирована в Реестре государственной собственности Республики Татарстан, в общем количестве государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (без учета организаций-банкротов и находящихся в ликвидации), процентов

100,0

100,0

Выполнение бюджетного задания в части доходов от реализации и использования государственного имущества и земельных участков, процентов

100,0

179,42

Доля акционерных обществ с долей Республики Татарстан в уставном капитале от 50 до 100% и государственных унитарных предприятий, финансово-хозяйственная деятельность которых проанализирована Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в общем количестве таких предприятий, процентов

100,0

100,0

Доля государственных учреждений, где была проведена проверка использования государственного имущества, в общем количестве государственных учреждений, процентов

92,0

100,00

Доля трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий со 100-процентным выполнением условий договора в общем количестве трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий, процентов

85,0

85,10

Доля земельных участков, находящихся у государственных учреждений, зарегистрированных в собственность Республики Татарстан, в общем количестве земельных участков, находящихся у государственных учреждений, процентов

99,0

99,0

Доля земельных участков, на которые оформлено право постоянного (бессрочного) пользования, в общем количестве земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования государственным учреждениям на основании распоряжений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, процентов

99,5

99,5

Доля многодетных семей, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельного участка на начало отчетного года, процентов

69,0

69,95

Доля ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, по которым подготовлены проекты постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, в общем количестве поступивших ходатайств, за исключением тех, по которым отказано в рассмотрении либо отказано в переводе земель согласно законодательству, процентов

100,0

100,0

Доля выполненных мероприятий по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости, а также землеустроительных работ в общем числе мероприятий по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости, а также землеустроительных работ, процентов

100,0

100,0

Доля количества объектов недвижимости, по которым проведена государственная регистрация права собственности Республики Татарстан, к количеству объектов недвижимости, запланированных к регистрации в собственность Республики Татарстан, процентов

100,0

100,0

Доля объема имущества, приобретенного в государственную собственность Республики Татарстан, к объему имущества, запланированному к приобретению в государственную собственность Республики Татарстан, процентов

100,0

100,0

 

 

 

Информация об исполнении в 2020 году Плана мероприятий

по реализации Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных         отношений Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом          Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр

(в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр)

 

Основные направления действий Стратегии

Наименование основных мероприятий

Ответственный

исполнитель, исполнители

Период

(срок)

реали-зации

Информация о ходе исполнения

1. Развитие учета государствен-ного и муниципаль-ного имущества

 

1.1. Актуализация сведений о составе имущества государственных унитарных предприятий и государственных учреждений в Реестре государственной собственности    Республики Татарстан

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан

Еже-годно.

2016 – 2030 годы

Государственные активы Республики Татарстан в настоящее время составляют 465,58 млрд рублей, в том числе стоимость имущества, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений, – 99,04 млрд рублей, стоимость имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, – 6,17 млрд рублей, стоимость государственного портфеля акций по номинальной стоимости – 153,47 млрд рублей, стоимость объектов казны – 68,61 млрд рублей, кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, – 138,29 млрд рублей.

На 01.01.2021 в Реестре государственной собственности Республики Татарстан значатся 915 юридических лиц, в том числе 825 государственных учреждений, 12 действующих унитарных предприятий, 78 хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале.

В собственности Республики Татарстан находится 66,90 тыс. га земель

1.2. Завершение разработки и внедрения Единой информационной системы по учету и управлению государственным и муниципальным имуществом Республики Татарстан (ЕИС «Имущество»), в случае выделения финансирования из бюджета Республики Татарстан.

Проведение инвентаризации казны Республики Татарстан

Министерство информатизации и связи Республики Татарстан,

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан,

Министерство финансов Республики Татарстан

2023 год

Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.02.2021 № 163-р выделены финансовые средства на проектирование ЕИС «Имущество» в размере 8,2 млн рублей. В настоящее время Министерством цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан совместно с Министерством проводится подготовка соответствующей конкурсной документации

2. Обеспечение доходности имущества и земельных участков, находящихся в государствен-ной собственности и распоряже-нии муници-пальных образований Республики Татарстан

 

2.1. Выполнение бюджетного задания по доходам от использования и  реализации государственного, муниципального имущества и земельных участков

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан,

Палаты, Управления, Комитет  имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по  согласованию)

2016 – 2030 годы

В 2020 году доходы бюджета Республики Татарстан от использования и реализации имущества и земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, составили 1 200,73 млн рублей. Бюджетное задание выполнено на 179,42%.

В бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан от реализации и использования муниципального имущества и земельных участков поступило 4 581,52 млн рублей, что составляет 119,15% бюджетного задания на 2020 год.

Бюджетное задание на 2020 год выполнено всеми муниципальными образованиями

2.2. Снижение задолженности по арендным платежам за муниципальное  имущество и  земельные участки, находящиеся в распоряжении муниципальных образований

Палаты, Управления, Комитет  имущественных и земельных отношений муниципальных образований РТ (по  согласованию)

2016 – 2030 годы

Сумма задолженности перед местными бюджетами Республики Татарстан по договорам аренды земель и муниципального имущества на 01.01.2021 составила 518,06 млн рублей, в том числе по договорам аренды имущества – 39,88 млн рублей, по договорам аренды земель – 478,18 млн рублей.

По сравнению с началом 2020 года задолженность перед местными бюджетами увеличилась в целом по республике на 125,14 млн рублей (392,91 млн рублей – на 01.01.2020).

При этом задолженность по аренде земельных участков увеличилась на 132,45 млн рублей, рост задолженности произошел в 17 муниципальных образованиях республики: Агрызском, Азнакаевском, Алексеевском, Алькеевском, Апастовском, Атнинском, Бавлинском, Бугульминском, Высокогорском, Дрожжановском, Елабужском, Кайбицком, Камско-Устьинском, Лаишевском, Пестречинском, Сабинском муниципальных районах и городе Казани.

Задолженность по аренде имущества в целом по республике по сравнению с началом года уменьшилась на 7,31 млн рублей, уменьшение задолженности наблюдается в 10 муниципальных образованиях Республики Татарстан: Агрызском, Азнакаевском, Атнинском, Бугульминском, Буинском, Дрожжановском, Заинском, Зеленодольском, Менделеевском муниципальных районах и городе Казани

2.3. Осуществле-ние мониторинга доходов от использования и реализации муниципального имущества (земельных участков)  и  задолженности по арендным платежам  в муниципальные бюджеты

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан

 

2016 – 2030 годы

В 2020 году в бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан от реализации и использования муниципального имущества и земельных участков поступило 4 581,52 млн рублей, что составляет 119,15% бюджетного задания на 2020 год.

Бюджетное задание на 2020 год выполнено всеми муниципальными образованиями.

В структуре доходов местных бюджетов в 2020 году наибольший удельный вес имеют доходы от аренды земельных участков – 2 662,26 млн рублей и их реализации – 901,54 млн рублей, от аренды имущества – 241,23 млн рублей, от продажи имущества – 227,69 млн рублей. Кроме того, в бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан поступила часть чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий в размере 40,87 млн рублей, дивиденды – 13,52 млн рублей, доходы от передачи имущества в доверительное управление – 1,48 млн рублей, от сервитута – 4,50 млн рублей, прочие доходы от использования имущества в размере 488,42 млн рублей.

По сравнению с 2019 годом объем доходов местных бюджетов от использования и реализации имущества и земель в целом по республике уменьшился на 142,50 млн рублей или на 3,02% (4 581,52 млн рублей в 2020 году и 4 724,02 млн рублей в 2019 году). Объем доходов уменьшился в 20 МО РТ. При этом в 25 МО РТ произошло увеличение объема доходов.

Размер задолженности перед местными бюджетами по договорам аренды имущества и земель на 01.01.2021 составлял 517,95 млн рублей, в том числе по договорам аренды имущества – 39,88 млн рублей, по договорам аренды    земель – 478,07 млн рублей.

Общая сумма задолженности по сравнению с началом года увеличилась на 125,03 млн рублей (392,91 млн рублей на 01.01.2020), при этом по аренде имущества задолженность уменьшилась на 7,31 млн рублей, по аренде земель – увеличилась на 132,34 млн рублей.

По аренде имущества задолженность уменьшилась в 10 МО РТ, по аренде земель – увеличилась в 17 МО РТ

2.4. Организация обучения руководителей и специалистов Палат, Управлений, Комитета имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан

 

Департамент государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан (по согласованию),

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (при выделении бюджетного финансирования)

2016 – 2030 годы

На коллегии Министерства по итогам работы в первом полугодии 2020 года с участием органов местного самоуправления Республики Татарстан рассмотрены изменения в федеральном и республиканском законодательстве, принятые в 2020 году в сфере земельных и имущественных отношений.

Министерством проводятся консультации сотрудников палат (управлений, комитета) имущественных и земельных отношений.

В текущем году на обучающих семинарах для специалистов органов местного самоуправления в сфере имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан рассмотрены вопросы:

«Новый статус и полномочия Росреестра с 2020 года»;

«Иные существенные изменения земельного и смежного законодательства»;

«Планируемые к принятию законопроекты о земле, недвижимости, сведениях ЕГРН»;

«Разъяснения новаций земельного и смежного законодательства, принятых в ноябре – декабре 2020 года, в том числе новой «дачной амнистии»;

«Разъяснения законопроекта № 933979-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости»;

«Разъяснения законопроекта № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)»;

«Разъяснения законопроекта № 1023225-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

«Разъяснения законопроекта № 962484-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав»;

«Разъяснения правительственного плана по совершенствованию правового регулирования земельных отношений».

На базе Министерства в целях профессионального развития муниципальных служащих Республики Татарстан проводятся краткосрочные стажировки Высшей школы государственного и муниципального управления Казанского (Приволжского) федерального университета. В ходе стажировок для слушателей проводятся лекционные и практические занятия, на которых обсуждаются вопросы по основным направлениям деятельности органов местного самоуправления в сфере земельных и имущественных отношений, а именно: арендные отношения, учет муниципального имущества, взаимодействие с оценочным сообществом и экспертиза отчетов об оценке муниципального имущества, управление муниципальным имуществом и переход на его реализацию в электронной форме, территориальное планирование, развитие земельных отношений в муниципальном образовании, повышение эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями и акционерными обществами с долей участия муниципального образования в уставном капитале, деятельность в области кадастровых отношений. По итогам стажировок слушатели получают документы установленного образца о прохождении краткосрочной стажировки Высшей школы государственного и муниципального управления Казанского (Приволжского) федерального университета. С 2018 по 2020 годы на базе Министерства проведено 6 стажировок, в которых приняли участие 26 муниципальных служащих Республики Татарстан. В отчетном году сотрудники Министерства в составе информационно-консультативной группы по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам осуществили выездной прием граждан в Альметьевском, Аксубаевском, Арском, Апастовском, Камско-Устьинском, Кукморском, Мамадышском, Новошешминском, Рыбно-Слободском, Спасском, Тетюшском, Чистопольском муниципальных районах Республики Татарстан.

В отчетном году сотрудники Министерства в составе информационно-консультативной группы по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам осуществили выездной прием граждан в Пестречинском и Высокогорском муниципальных районах Республики Татарстан.

14.10.2020 в Министерстве юстиции Республики Татарстан в режиме видеоконференцсвязи состоялся прием сотрудников органов местного самоуправления на тему «Изъятие объектов недвижимого имущества». Ряд вопросов, поступивших от муниципальных служащих, был отнесен к ведению Министерства.

26.06.2020 в режиме видеоконференцсвязи проведено оказание бесплатной юридической помощи населению муниципальных районов по вопросам реализации земельного и жилищного законодательства

 

2.5. Повышение квалификации оценщиков Республики Татарстан

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (при выделении бюджетного финансирования),

некоммерческое партнерство «Союз оценщиков Республики Татарстан» (по согласованию)

2016 – 2030 годы

В 2020 году продолжилось совершенствование законодательства об оценочной деятельности. Внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Так, изменены требования квалификационного экзамена для оценщиков:

отменены требования к опыту работы для получения квалификационного аттестата, согласно которым кандидат должен был работать в должности помощника оценщика или оценщика не менее года из последних трех лет (для лиц, являющихся членами саморегулируемых организаций оценщиков (далее – СРОО) по состоянию на 1 января 2018 года;

сокращен с 90 до 30 дней срок, по прошествии которого оценщик допускается до повторной сдачи квалификационного экзамена.

В связи со сложившейся обстановкой с распространением коронавирусной инфекции постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» на 6 месяцев был продлен срок действия квалификационных аттестатов, выданных по результатам ранее сданных квалификационных экзаменов. Это касается только тех оценщиков, у которых заканчивается срок действия квалификационного аттестата.

Срок действия квалификационных аттестатов продлен:

на 6 месяцев – в отношении аттестатов, выданных до 31.10.2017;

на 3 месяца – в отношении аттестатов, выданных с 01.11.2017 по 31.01.2018.

Введено новое основание для принятия дисциплинарным комитетом решения о приостановлении права осуществления оценочной деятельности – выявление факта отсутствия у члена СРОО действующего квалификационного аттестата. Неустранение членом СРОО нарушения в течение 3 месяцев с даты выявления такого факта влечет применение мер дисциплинарного воздействия в виде рекомендации к исключению из СРОО

 

2.6. Подготовка методических материалов для специалистов Палат, Управлений, Комитета  имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан

2016 – 2030 годы

Министерством на постоянной основе оказывается методологическая помощь органам местного самоуправления по вопросам земельно-имущественных отношений путем проведения обучающих семинаров, круглых столов, направления информационных писем с разъяснением норм действующего законодательства.

В соответствии с поручением Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова некоммерческим партнерством «Союз оценщиков Республики Татарстан» при содействии Министерства дважды в год проводится мониторинг рынка и выпускается сборник «Мониторинг недвижимости, земельных участков и арендных ставок», который служит ориентиром для администраций муниципальных образований Республики Татарстан и оценщиков по диапазонам цен при проведении сделок с государственным и муниципальным имуществом.

Приказом Министерства от 12.05.2020 № 280-пр утвержден План мероприятий («дорожная карта») по организации методической помощи муниципальным образованиям Республики Татарстан (далее – МО РТ) по снижению задолженности по арендным платежам.

В адрес глав МО РТ направлены типовой проект муниципальной «дорожной карты» по снижению задолженности по арендным платежам (далее – «дорожная карта»), общий порядок проведения претензионно-исковой работы, образцы реестров договоров аренды имущества, земельных участков и задолженности по аренде, типовые формы претензий и исковых заявлений (исх. от 16.03.2020 № 1-31/3347, от 08.05.2020 № 1-31/5575). В целях оказания методологической помощи Министерством в адрес глав МО РТ направлено инструктивное письмо по процедуре списания задолженности и взаимодействию со службой судебных приставов (исх. от 15.02.2021 № 1-31/1956)

3.Увеличение поступлений земельного налога

Проведение инвентаризации земельных участков, являющихся потенциальным объектом  налогообложения

Администрации муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию),

Палаты, Управления, Комитет  имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по  согласованию)

2016 – 2023 годы

Министерством выявлено, что у части граждан Республики Татарстан имеются документы о праве собственности на земельные участки, выданные до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Регистрация таких прав носит необязательный, заявительный характер и требует оплаты государственной пошлины.

Вместе с тем указанными гражданами услуги по регистрации прав были оплачены в рамках действующего на тот момент законодательства: при выдаче государственных актов на землю, оплате услуг нотариуса и бюро технической инвентаризации.

В целях решения данного вопроса Министерством подготовлена инициатива о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части освобождения физических лиц от уплаты госпошлины за регистрацию ранее возникших прав. Данная инициатива поддержана Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственная пошлина в размере 350 рублей за регистрацию физическими лицами прав на земельный участок и 2 000 рублей за регистрацию прав на объект капитального строительства, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года   № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отменена

4. Повышение эффективности использования земель сельскохозяй-ственного назначения

4.1. Осуществление мероприятий по понуждению к использованию по назначению земельных участков сельскохозяйст-венного назначения либо их изъятию в случае неисполнения требований к использованию по назначению таких  участков

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан (по согласованию),

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан

2016 –2030 годы

Во исполнение пункта 6 Протокола заседания Совета при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции от 03.12.2014         № ПР-317 (далее – Протокол) об обеспечении эффективного и целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, служебной записки Начальника Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики М.С.Бадрутдинова от 03.10.2015 № вн-10760 в Единой государственной системе отчетности «Отчеты ведомств» информационного портала «Открытый Татарстан» в разделе «Имущественные и земельные отношения» Минземимуществом РТ разработан и размещен отчет «О неиспользуемых земельных участках сельскохозяйственного назначения по целевому назначению».

Согласно данным Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан на 01.01.2021 в Республике Татарстан выявлено более 107,00 тыс.гектаров неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, из них вовлечено в сельскохозяйственный оборот 34,24 тыс.гектара.

В целом в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых по целевому назначению, Министерство проводит судебную работу по изъятию таких участков на основании материалов, поступивших из Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Республике Татарстан

4.2. Завершение оформления прав собственности на невостребованные земельные доли сельскохозяйст-венных угодий

Палаты, Управления   имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию)

 

2016 – 2030 годы

 

На 01.01.2021 в Республике Татарстан площадь невостребованных долей земель сельскохозяйственного назначения составляет 366,03 тыс. га. В результате совместной работы Министерства, органов местного самоуправления республики и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан судебными органами приняты решения о признании права муниципальной собственности на 242,15 тыс. га земель, при этом 66,16% из них зарегистрировано в муниципальную собственность.

Большие затруднения у органов местного самоуправления вызывает оформление исковых заявлений о признании права муниципальной собственности в отношении земельных долей, по которым отсутствует информация о владельцах и их наследниках – их месте жительства, сведения о смерти

5. Обеспечение установлен-ного порядка согласования документов территориаль-ного планиро-вания и повышение их качества

Обеспечение внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон, расположенных на территории Республики Татарстан

Органы местного самоуправления (по согласованию),

Министерство строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан,

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан

2016 – 2023 годы

В целях определения объема работ по приведению генеральных планов поселений в соответствие с требованиями Закона № 507-ФЗ государственным бюджетным учреждением «Фонд пространственных данных Республики Татарстан» (далее – ГБУ «ФПД РТ») осуществлен сбор информации о находящихся в разработке генеральных планах и правилах землепользования и застройки от муниципальных районов Республики Татарстан.

По состоянию на 01.02.2021 на кадастровый учет поставлены границы 879 из 3 119 населенных пунктов, входящих в состав 228 из 913 муниципальных образований Республики Татарстан.

В разработке у различных исполнителей находятся генеральные планы 290 поселений, принятие которых обеспечит постановку на учет границ 984 населенных пунктов. Планируется разработать генеральные планы 395 поселений и, соответственно, поставить на кадастровый учет границы 1 256 населенных пунктов.

В работе у ГБУ «ФПД РТ» находятся 75 проектов генеральных планов (Сабинского, Атнинского, Тукаевского, Кукморского, Камско-Устьинского, Альметьевского, Лаишевского, Балтасинского, Дрожжановского муниципальных районов Республики Татарстан).

Для получения исходных данных, необходимых для разработки проектов генеральных планов, в муниципальные районы направлена комплексная анкетная форма. Из районов получено и обработано 725 комплексных анкет.

В целях стандартизации материалов территориального планирования Министерством совместно с ГБУ «ФПД РТ» разработан ряд документов:

типовые формы технических заданий на разработку генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований;

методические рекомендации о порядке действий органов местного самоуправления Республики Татарстан при разработке (корректировке) и утверждении документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований;

методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов муниципальных образований;

методические рекомендации по стандартизации состава, содержания и оформления документации правил землепользования и застройки муниципальных образований.

Стандартизация документов территориального планирования и градостроительного зонирования позволит повысить качество документов, привести их к единообразию и упростить задачу загрузки указанных документов в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности Республики Татарстан

6. Обеспечение реализации инвестицион-ных и инфра-структурных проектов земельными участками

6.1. Обеспечение реализации инвестиционных и инфраструк-турных проектов земельными участками  путем выкупа, изъятия, мены

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан

2016 – 2030 годы

Статьей 33.3 Земельного кодекса Республики Татарстан установлены критерии для предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов юридическим лицам в соответствии с распоряжением Президента Республики Татарстан для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения или реализации масштабных инвестиционных проектов. Оценочные показатели таких критериев установлены Указом Президента Республики Татарстан от 07.12.2015 № УП-1170 «Об установлении качественных и количественных показателей критериев, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых допускается предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов».

В целях реализации данной нормы Земельного кодекса Республики Татарстан принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2015 № 1034 «Об утверждении Порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Земельным кодексом Республики Татарстан, для предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжениями Президента Республики Татарстан».

В течение 2016 – 2020 годов по подготовленным Министерством проектам принято 47 распоряжений Президента Республики Татарстан. Заключено 63 договора аренды земельных участков, из них 8 договоров заключены Министерством.

В целях реализации инвестиционных проектов земельные участки предоставлены с учетом качественных и количественных показателей следующих критериев, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых допускается предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов:

1) критерий «Требование к предполагаемому объему инвестиций» – 10 распоряжений, 21 договор аренды;

2) критерий «Создание или увеличение количества рабочих мест» – 20 распоряжений, 24 договора аренды;

3) критерий «Предоставление мер по поддержке пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков граждан, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов (за исключением случаев предоставления земельного участка в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации)» – 10 распоряжений, 11 договоров аренды.

В целях размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения принято 7 распоряжений Президента Республики Татарстан, заключено 7 договоров аренды земельных участков.

13 договоров аренды расторгнуто

6.2. Выкуп инвестиционно-привлекательных земельных участков  при реализации прав преимуществен-ного выкупа земель сельскохо-зяйственного назначения (при наличии финансирования)

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан,

Министерство финансов Республики Татарстан,

органы местного самоуправления Республики Татарстан (по  согласованию)

2016 – 2030 годы

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Во исполнение данной нормы законодательства в 2020 году Министерством рассмотрено 1 999 извещений о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного назначения. В рамках реализации преимущественного права покупки в собственность Республики Татарстан земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не приобретались.

В 2020 году в муниципальную собственность из земель сельскохозяйственного назначения приобретены 4 земельных участка площадью 14,51 га Сабинским муниципальным районом Республики Татарстан

8. Предостав-ление земельных участков многодетным семьям

8.1. Обеспечение доли многодет-ных семей, полу-чивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодет-ных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельных участ-ков на начало отчетного года, не менее 69%

Палаты, Управления, Комитет имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию)

2016 – 2030 годы

По данным органов местного самоуправления на 01.01.2021 всего в Республике Татарстан более 66,17 тысячи многодетных семей, из них включены в списки на получение участков 60,58 тысячи семей. Органами местного самоуправления Республики Татарстан совместно с Министерством ведется работа по организации процесса предоставления земельных участков многодетным гражданам. В результате 38,52 тысячи многодетных семей получили в собственность земельные участки.

При этом показатель «Доля многодетных семей, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельных участков на начало отчетного года, процентов» выполнен на 69,95% (плановое значение показателя на 2020 год, установленное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 21.02.2020 № 125 «Об утверждении Государственного задания на управление исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, отдельным государственным учреждениям Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2020 – 2022 годы», составляет 69,0%)

9. Обеспечение эффективного использования имущества, закрепленного за государ-ственными и муниципаль-ными учреждениями

9.1. Осуществление проверок использования государствен-ными и муниципальными учреждениями имущества и земельных участков, проведение мероприятий по перераспределе-нию неэффективно используемого имущества

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан,

Палаты, Управления, Комитет  имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по  согласованию)

2016 – 2030 годы

В 2020 году проведены 88 выездных контрольных проверок по использованию государственного имущества и земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан и оперативном управлении государственных учреждений, а также в безвозмездном пользовании муниципальных организаций и отдельных государственных учреждений.

Министерством выявлены следующие нарушения:

1 учреждение передало помещения общей площадью 435,3 кв.м в пользование сторонних организаций без оформления соответствующих договоров и согласия Министерства;

у 11 учреждений отсутствует государственная регистрация права оперативного управления на 57 объектов недвижимости;

не используется 21 объект недвижимости общей площадью                            3 441,1 кв.м, 1 земельный участок площадью 1 190 кв.м, 14 единиц движимого имущества

10. Совершен-ствование   системы контроля за деятельностью государствен-ных унитарных предприятий  и муниципаль-ных унитарных предприятий

10.3. Проведение регулярного мониторинга соблюдения руководителями государственных унитарных предприятий  и муниципальных унитарных предприятий ограничений, установленных статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002            № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан,

Палаты, Управления, Комитет  имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по  согласованию)

2016 – 2030 годы

Мониторинг соблюдения руководителями государственных и муниципальных унитарных предприятий  ограничений, установленных статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», проводится ежеквартально на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц, а также программы Контур Фокус

 

10.4. Регулярное проведение выборочной проверки контрагентов государственных унитарных предприятий  и муниципальных унитарных предприятий на предмет контроля заинтересован-ности в сделке

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан,

Палаты, Управления, Комитет  имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по  согласованию)

2016 – 2030 годы

Ежеквартально Министерством осуществляется проведение проверок контрагентов государственных унитарных предприятий согласно представленным отчетам руководителей государственных унитарных предприятий. Также Министерством принят приказ от 12.04.2017    № 145-пр об утверждении положения о порядке сообщения руководителями государственных унитарных предприятияй Республики Татарстан и руководителями акционерных обществ со 100-процентной долей Республики Татарстан в уставном капитале о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также положения о соответствующей комиссии

 

10.5. Регулярный пересмотр положений уставов для государственных унитарных предприятий  и муниципальных унитарных предприятий в рамках меняющегося законодательства и задач, поставленных перед органами исполнительной власти в части контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий  и муниципальных унитарных предприятий

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан,

Палаты, Управления, Комитет  имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по  согласованию)

2016 – 2030 годы

В 2020 году в уставы государственных унитарных предприятий внесены изменения, касающиеся предотвращения и урегулирования коррупции и конфликта интересов

 

10.6. Регулярный контроль за согласованными сделками в части  исполнения установленных  обязательств

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан,

Палаты, Управления, Комитет  имущественных и земельных отношений муниципальных образований Республики Татарстан (по  согласованию)

2016 – 2030 годы

Контроль и учет согласованных крупных сделок Министерством осуществляется согласно условиям и срокам, указанным в распоряжениях, исполнение которых отражается в реестре согласованных сделок

11. Реализация

государствен-ной

политики в хозяйственных

обществах с

государствен-ным

участием, управление

госпакетами акций

 

 

11.1. Организация деятельности государственных представителей в органах управления хозяйственных обществ

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан

2016 – 2030

годы

В 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции государством приняты меры по изменению нормативно-правового регулирования в корпоративной сфере. В частности, в целях ограничения распространения заболевания:

приостановлено действие соответствующих норм федеральных законов    «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» и продлен срок проведения годовых собраний за 2019 год до 30 сентября 2019 года;

разрешено проведение годовых собраний в заочной форме вне зависимости от повестки дня;

увеличены сроки проведения некоторых корпоративных процедур и направления консолидированной отчетности акционерных обществ;

отменены последствия снижения стоимости чистых активов по итогам 2020 года.

С учетом принятых изменений годовые собрания в 2020 году прошли в большинстве акционерных обществ в заочной форме. Министерство совместно с представителями государства приняло участие в 35 годовых общих собраниях акционеров и в 27 внеочередных общих собраниях.

Как единственным акционером принято 43 распоряжения об утверждении решений, относящихся к компетенции общего собрания акционеров, в том числе 22 распоряжения – об утверждении решений, относящихся к компетенции годового общего собрания акционеров.

В установленные законодательством сроки во все акционерные общества с долей государства направлены предложения о включении в повестку дня годовых общих собраний акционеров вопроса о выплате в денежной форме годовых дивидендов в размере 50% от чистой прибыли общества по результатам 2019 года, а также предложения по кандидатурам государственных представителей в органы управления и контроля акционерных обществ.

Подготовлены и направлены представителям государства в органах управления акционерных обществ упреждающие директивы и инструктивные письма по порядку голосования или принятия ими решений по распределению прибыли (выплате дивидендов), а также при согласовании решений по сделкам с активами общества, изменению величины уставного капитала, а также реорганизации и ликвидации общества.

Результатом проведенных мероприятий стало принятие 17 хозяйственными обществами с долей Республики Татарстан в уставных капиталах решения о перечислении дивидендов в бюджет Республики Татарстан на общую сумму 298,2 млн рублей, что в 2,62 раза больше аналогичного показателя прошлого года.

На государственные пакеты акций, внесенные в уставный капитал                              АО «Связьинвестнефтехим», перечислено дивидендов по итогам 2019 года в сумме более 38 млрд рублей.

На 2020–2021 корпоративный год избрано в органы управления и контроля акционерных обществ 137 представителей Республики Татарстан, а также 13 независимых директоров в 75 акционерных обществах.

Проведена работа по формированию состава государственных представителей в органы управления и контроля акционерных обществ с долей государства в уставных капиталах на 2021–2022 корпоративный год. Всего предложено 136 государственных представителей и 13 независимых директоров в 75 акционерных обществах.

В целях обеспечения интересов Республики Татарстан при принятии органами управления акционерных обществ решений по вопросам управления обществом, одобрения сделок и распоряжения недвижимым имуществом Министерством в директивном режиме согласовано 160 позиций представителей государства (в форме листов согласования и директив), что составляет порядка 463 вопросов, включенных в повестки дня советов директоров и общих собраний акционеров.

В соответствии с полномочиями Министерство осуществляет контроль за деятельностью представителей государства путем сбора и анализа отчетов по форме, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.2000 № 691 «Об утверждении Порядка отчетности руководителей государственных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ со 100-процентной долей Республики Татарстан и представителей государства в органах управления и контроля открытых акционерных обществ». По итогам работы в 2019 – 2020 корпоративном году представителями государства в органах управления и контроля акционерных обществ в Министерство представлено 110 отчетов

11.2. Обучение государственных представителей

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан

2018 – 2030

годы

В 2020 году обучение государственных представителей не проводилось

 

11.3. Завершение приватизации государственных пакетов акций, не имеющих стратегического значения для Республики Татарстан

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан

2016 – 2030

годы

В 2020 году в процессе ликвидации находилось АО «Ак Барс Основа». Окончательные мероприятия по ликвидации планируется провести после завершения всех судебных процессов в отношении общества в Арбитражном суде Республики Татарстан

12. Повышение эффективности использования объектов недвижимости, находящихся в государствен-ной собствен-ности

12.1. Вовлечение объектов недвижимости в хозяйственный  оборот  с использованием механизмов концессии  и государственно-частного партнерства

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан

 

2016 – 2030

В августе 2020 года по результатам проведенного открытого конкурса Министерством с обществом с ограниченной ответственностью «Фармацевтический Медицинский Полис Республики Татарстан» подписано концессионное соглашение о передаче помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, с.Большие Кабаны, ул.Выставочная, д.1, Кластер В, для организации работы Медицинского промышленного парка Республики Татарстан, представляющего собой имущественный комплекс в области медицины и здравоохранения для организации производств по выпуску медицинских изделий и лекарственных средств, их хранения и иных этапов обращения, осуществления деятельности по оказанию медицинских услуг сроком на 15 лет

12.2. Подготовка предложений по использованию объектов недвижимости, не вовлеченных в хозяйственный оборот

Отраслевые министерства Республики Татарстан

2017 – 2030

годы

В 2020 году по результатам проведенных мероприятий по дальнейшему использованию выявленных в ходе инвентаризации неиспользуемых объектов недвижимости вовлечены в хозяйственный оборот:

1)         из 24 объектов незавершенного строительства, находящихся в муниципальной собственности, 3 объекта включены в перечень объектов муниципального имущества, свободных от прав третьих лиц и предназначенных для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства;

2)         из 88 незадействованных объектов, необходимых для развития отрасли, находящихся в собственности республики, 7 объектов вовлечены в хозяйственный оборот, из 188 объектов, находящихся в муниципальной собственности, 46 объектов вовлечены в хозяйственный оборот, 18 объектов включены в перечень объектов муниципального имущества, свободных от прав третьих лиц и предназначенных для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства;

3)         из 76 незадействованных объектов, пригодных для использования в иных отраслях, находящихся в собственности Республики Татарстан, вовлечены в хозяйственный оборот 32 объекта, из 525 объектов, находящихся в муниципальной собственности, 203 объекта включены в перечень объектов муниципального имущества, свободных от прав третьих лиц и предназначенных для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства;

4)         из 71 незадействованного объекта, подлежащего списанию и находящегося в собственности Республики Татарстан, списано 11 объектов.

Таким образом, с целью вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества требуется проведение дополнительных мероприятий с участием профильных министерств, в том числе по определению затрат на приведение объектов в нормативное состояние

 

 

docx
Скачать текст
DOCX, 49.6 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International