Приложение
Отчет о реализации в 2021 году Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр (в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр)
Основной целью Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр (в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр) (далее – Стратегия), является повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом, развитие земельных и имущественных отношений в Республике Татарстан как одного из значимых факторов социального и экономического роста Республики Татарстан.
Для достижения указанной цели в рамках Стратегии Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее – Министерство) решаются следующие задачи:
1. Обеспечение полного и достоверного учета государственного и муниципального имущества и земельных участков Республики Татарстан;
2. Обеспечение доходности государственного и муниципального имущества;
3. Обеспечение эффективного использования государственного и муниципального имущества организациями-балансодержателями;
4. Увеличение поступления земельного налога;
5. Повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;
6. Обеспечение установленного порядка согласования документов территориального планирования и повышение их качества;
7. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов государственной и муниципальной собственности, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
8. Обеспечение реализации социальных программ, относящихся к сфере земельных и имущественных отношений, в том числе предоставления земельных участков многодетным семьям;
9. Повышение качества деятельности Палат, Управлений, Комитета имущественных и земельных и отношений муниципальных образований Республики Татарстан.
Ожидаемые результаты (индикаторы) реализации Стратегии, установленные на 2021 год, достигнуты.
Плановые объемы финансирования государственной программы «Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014 – 2024 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1140, обеспечивающей реализацию Стратегии, на 2021 год, составили 848,76 млн рублей. Сумма выделенных средств на 2021 год составила 848,76 млн рублей, фактически использовано 841,29 млн рублей.
Финансирование государственной программы «Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014 – 2024 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1140, обеспечивающей реализацию Стратегии, осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Информация о достижении в 2021 году целевых значений индикаторов оценки результатов реализации Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр
(в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр)
|
Индикатор |
Значение индикатора за 2021 год |
|
|---|---|---|
|
План |
Факт |
|
|
Доля государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, информация о составе имущества которых актуализирована в Реестре государственной собственности Республики Татарстан, в общем количестве государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (без учета организаций-банкротов и находящихся в ликвидации), процентов |
100,0 |
100,0 |
|
Выполнение бюджетного задания в части доходов от реализации и использования государственного имущества и земельных участков, процентов |
100,0 |
154,22 |
|
Доля акционерных обществ с долей Республики Татарстан в уставном капитале от 50 до 100% и государственных унитарных предприятий, финансово-хозяйственная деятельность которых проанализирована Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в общем количестве таких предприятий, процентов |
100,0 |
100,0 |
|
Доля государственных учреждений, где была проведена проверка использования государственного имущества, в общем количестве государственных учреждений, процентов |
100,0 |
100,00 |
|
Доля трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий со 100-процентным выполнением условий договора в общем количестве трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий, процентов |
85,0 |
85,00 |
|
Доля земельных участков, находящихся у государственных учреждений, зарегистрированных в собственность Республики Татарстан, в общем количестве земельных участков, находящихся у государственных учреждений, процентов |
99,0 |
99,0 |
|
Доля земельных участков, на которые оформлено право постоянного (бессрочного) пользования, в общем количестве земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования государственным учреждениям на основании распоряжений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, процентов |
99,5 |
99,5 |
|
Доля многодетных семей, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельного участка на начало отчетного года, процентов |
69,0 |
69,5 |
|
Доля ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, по которым подготовлены проекты постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, в общем количестве поступивших ходатайств, за исключением тех, по которым отказано в рассмотрении либо отказано в переводе земель согласно законодательству, процентов |
100,0 |
100,0 |
|
Доля выполненных мероприятий по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости, а также землеустроительных работ в общем числе мероприятий по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости, а также землеустроительных работ, процентов |
100,0 |
100,0 |
|
Доля количества объектов недвижимости, по которым проведена государственная регистрация права собственности Республики Татарстан, к количеству объектов недвижимости, запланированных к регистрации в собственность Республики Татарстан, процентов |
100,0 |
100,0 |
|
Доля объема имущества, приобретенного в государственную собственность Республики Татарстан, к объему имущества, запланированному к приобретению в государственную собственность Республики Татарстан, процентов |
100,0 |
100,0 |
Информация об исполнении в 2021 году Плана мероприятий
по реализации Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр
(в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр)
|
Основные направления действий Стратегии |
Наименование основных мероприятий |
Ответствен-ный исполнитель, исполнители |
Пери-од (срок) реали-зации |
Информация о ходе исполнения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
1. Развитие учета государствен-ного и муниципаль-ного имущества
|
1.1. Актуализа-ция сведений о составе имущества государствен-ных унитарных предприятий и государствен-ных учрежде-ний в Реестре государствен-ной собствен-ности Республики Татарстан |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
Еже-годно. 2016 – 2030 годы |
Государственные активы Республики Татарстан на начало 2022 года составляют 498,37 млрд рублей, в том числе стоимость имущества, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений, – 118,12 млрд рублей, стоимость имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, – 6,85 млрд рублей, стоимость государственного портфеля акций по номинальной стоимости – 155,89 млрд рублей, стоимость объектов казны – 75,87 млрд рублей, кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, – 141,64 млрд рублей. На 01.01.2022 в Реестре государственной собственности Республики Татарстан значатся 907 юридических лиц, в том числе 824 государственных учреждения, 10 унитарных предприятий, 73 хозяйственных общества с долей государства в уставном капитале. В собственности Республики Татарстан находится 56,3 тыс. га земель |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.2. Заверше-ние разработки и внедрения Единой информацион-ной системы по учету и управлению государствен-ным и муниципаль-ным имущест-вом Республики Татарстан (ЕИС «Имущество»), в случае выделения финансирова-ния из бюджета Республики Татарстан. Проведение инвентариза-ции казны Республики Татарстан |
Министерство информатиза-ции и связи Республики Татарстан, Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан |
2023 год |
По итогам заслушивания Министерства по ключевым проектам цифровой трансформации у Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова, состоявшегося 29.01.2022, в целях реализации второго этапа создания ЕИС «Имущество» Министерством цифрового развития государственного управления информационных технологий и связи Республики Татарстан совместно с Министерством проведен предварительный расчет стоимости разработки ЕИС «Имущество» и ее последующего внедрения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2. Обеспечение доходности имущества и земельных участков, находящихся в государствен-ной собствен-ности и распоряже-нии муници-пальных образований Республики Татарстан
|
2.1. Выполнение бюджетного задания по доходам от использования и реализации государствен-ного, муниципаль-ного имущества и земельных участков |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В 2021 году доходы бюджета Республики Татарстан от использования и реализации имущества и земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, составили 826,92 млн рублей. Бюджетное задание выполнено на 154,22%. В бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан (далее – МО РТ) от реализации и использования муниципального имущества и земельных участков поступило поступило 5 622,43 млн рублей, что составляет 116,08% бюджетного задания на 2021 год |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.2. Снижение задолженности по арендным платежам за муниципальное имущество и земельные участки, находящиеся в распоряжении муниципаль-ных образований |
Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований РТ (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
Сумма задолженности перед местными бюджетами Республики Татарстан по договорам аренды земель и муниципального имущества на 01.01.2022 составила 449,14 млн рублей, в том числе по договорам аренды имущества – 35,51 млн рублей, по договорам аренды земель – 413,63 млн рублей. По сравнению с началом 2021 года задолженность перед местными бюджетами уменьшилась в целом по республике на 68,92 млн рублей (518,06 млн рублей – на 01.01.2021). При этом задолженность по аренде земельных участков уменьшилась на 64,55 млн рублей, уменьшение задолженности произошло в 28 муниципальных образованиях республики: Азнакаевском, Актанышском, Алексеевском, Апастовском, Атнинском, Балтасинском, Бугульминском, Верхнеуслонском, Дрожжановском, Елабужском, Заинском, Камско-Устьинском, Кукморском, Лаишевском, Менделеевском, Нижнекамском, Новошешминском, Нурлатском, Пестречинском, Рыбно-Слободском, Сабинском, Сармановском, Тетюшском, Тукаевском, Черемшанском, Чистопольском муниципальных районах, городах Казани и Набережные Челны. Задолженность по аренде имущества в целом по республике по сравнению с началом года уменьшилась на 4,36 млн рублей, уменьшение задолженности наблюдается в 10 муниципальных образованиях Республики Татарстан: Азнакаевском, Актанышском, Алькеевском, Апастовском, Буинском, Заинском, Спасском, Чистопольском муниципальных районах, городах Казани и Набережные Челны |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.3. Осущест-вление мониторинга доходов от использования и реализации муниципаль-ного имущества (земельных участков) и задолженности по арендным платежам в муниципаль-ные бюджеты |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан
|
2016 – 2030 годы |
В 2021 году в бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан от реализации и использования муниципального имущества и земельных участков поступило 5 622,43 млн рублей, что составляет 116,08% бюджетного задания на 2021 год. Бюджетное задание выполнено всеми муниципальными образованиями Республики Татарстан. В структуре доходов местных бюджетов за 2021 год наибольший удельный вес имеют доходы от аренды земельных участков – 2 832,44 млн рублей и их реализации – 1 260,67 млн рублей, от аренды имущества – 282,15 млн рублей, от продажи имущества – 359,39 млн рублей. Кроме того, в бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан поступила часть чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий в размере 61,13 млн рублей, дивиденды – 11,74 млн рублей, доходы от передачи имущества в доверительное управление – 0,62 млн рублей, от сервитута – 18,47 млн рублей, прочие доходы от использования имущества в размере 795,82 млн рублей. По сравнению с 2020 годом объем доходов местных бюджетов от использования и реализации имущества и земель в целом по республике увеличился на 1 040,91 млн рублей или на 22,72% (5 622,43 млн рублей в 2021 году и 4 581,52 млн рублей в 2020 году). Объем доходов увеличился в 35 МО РТ. При этом в 10 МО РТ произошло уменьшение объема доходов. Размер задолженности перед местными бюджетами по договорам аренды имущества и земель на 01.01.2022 составила 449,14 млн рублей, в том числе по договорам аренды имущества – 35,51 млн рублей, по договорам аренды земель – 413,63 млн рублей. Общая сумма задолженности по сравнению с началом года уменьшилась в целом по республике на 68,92 млн рублей или на 13,30% (449,14 млн рублей – на 01.01.2022 и 518,06 млн рублей – на 01.01.2021), при этом по аренде имущества задолженность уменьшилась на 4,36 млн рублей или на 10,94% (35,51 млн рублей – на 01.01.2022 и 39,88 млн рублей – на 01.01.2021), по аренде земель – на 64,55 млн рублей или на 13,50% (413,63 млн рублей – на 01.01.2022 и 478,18 млн рублей – на 01.01.2021). По аренде имущества задолженность уменьшилась в 10 МО РТ, при этом в 26 МО РТ задолженность отсутствует; по аренде земель задолженность уменьшилась в 28 МО РТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.4. Организация обучения руководителей и специалистов Палат, Управлений, Комитетов имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан |
Департамент государствен-ной службы и кадров при Раисе Республики Татарстан (по согласова-нию), Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан (при выделении бюджетного финансирова-ния) |
2016 – 2030 годы |
В Министерстве проводятся двухдневные стажировки для профессионального развития муниципальных служащих Республики Татарстан по программе: «Организация управления имуществом и земельными ресурсами, сдача в аренду имущества и земельных участков и прочее». В программу стажировок включаются вопросы по всем основным направлениям деятельности органов местного самоуправления в сфере земельных и имущественных отношений, в том числе учет муниципального имущества, арендные отношения, управление муниципальным имуществом и его реализация в электронной форме, повышение эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями и акционерными обществами с долей участия муниципального образования в уставном капитале, развитие земельных отношений в муниципальном образовании, взаимодействие с оценочным сообществом и экспертиза отчетов об оценке муниципального имущества, территориальное планирование, деятельность в области кадастровых отношений. С 2018 года проведено 8 стажировок, в которых приняли участие 35 муниципальных служащих Республики Татарстан. В 2021 году стажировки состоялись 14 – 15 апреля, 23 – 24 июня |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
2.5. Повышение квалификации оценщиков Республики Татарстан |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан (при выделении бюджетного финансирова-ния), Некоммер-ческое партнерство «Союз оценщиков Республики Татарстан» (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В 2021 году продолжилось совершенствование законодательства об оценочной деятельности, в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» внесены некоторые изменения. Так, изменены требования квалификационного экзамена для оценщиков: отменены требования к опыту работы для получения квалификационного аттестата, согласно которым кандидат должен был работать в должности помощника оценщика или оценщика не менее года из последних трех лет (для лиц, являющихся членами саморегулируемых организаций оценщиков по состоянию на 1 января 2018 года; срок, по прошествии которого оценщик допускается до повторной сдачи квалификационного экзамена, сокращен с 90 до 30 дней. В связи со сложившейся обстановкой с распространением коронавирусной инфекции постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 – 2022 годах» на 6 месяцев продлен срок действия квалификационных аттестатов, выданных по результатам ранее сданных квалификационных экзаменов. Это касается только тех оценщиков, у которых заканчивается срок действия квалификационного аттестата. Срок действия квалификационных аттестатов продлен: на 6 месяцев – в отношении аттестатов, выданных до 31.10.2017; на 3 месяца – в отношении аттестатов, выданных с 01.11.2017 по 31.01.2018 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
2.6. Подготовка методических материалов для специалистов Палат, Управлений, Комитетов имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2030 годы |
В целях повышения эффективности деятельности муниципальных образований Республики Татарстан Министерство оказывает систематическую практическую и методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам, относящимся к сфере земельных и имущественных отношений. С периодичностью не реже двух раз в год проводятся учебные семинары и «круглые столы» для руководителей палат (управлений, комитетов) имущественных и земельных отношений Республики Татарстан по разъяснению актуальных вопросов законодательства и практической деятельности с приглашением известных в Российской Федерации специалистов. На семинаре 21 сентября 2021 года эксперт по земельному и смежному законодательству Межрегионального бюро судебных экспертиз рассказал слушателям о нововведениях в законодательстве в сфере земельно-имущественных отношений и Градостроительного кодекса Российской Федерации. На семинаре, состоявшемся 26 ноября 2021 года, слушателям даны разъяснения ожидаемых к принятию законопроектов земельного и смежного законодательства в сравнении с действующими федеральными законами. Некоммерческим партнерством «Союз оценщиков Республики Татарстан» при содействии Министерства дважды в год проводится мониторинг рынка и выпускается сборник «Мониторинг недвижимости, земельных участков и арендных ставок», который служит ориентиром для администраций МО РТ и оценщиков по диапазонам цен при проведении сделок с государственным и муниципальным имуществом. Министерством совместно со Счетной палатой Республики Татарстан разработаны Методические рекомендации по повышению эффективности управления государственной (муниципальной) собственностью. В документе представлены результаты анализа рисков нарушений в сфере имущественных отношений в разрезе уполномоченных органов, предложены мероприятия по их пресечению и профилактике. В рамках оказания методологической помощи с 2015 года специалистами Министерства осуществлены выезды в 24 МО РТ в составе Республиканской экспертной группы по вопросам противодействия коррупции. В режиме видеоконференцсвязи 06.12.2021 оказана бесплатная юридическая помощь инвалидам I, II и III групп, а также их представителям, приуроченная к Международному дню инвалидов. Приказом Министерства от 12.05.2020 № 280-пр утвержден План мероприятий («дорожная карта») по организации методической помощи МО РТ по снижению задолженности по арендным платежам. В адрес глав МО РТ направлены типовой проект муниципальной «дорожной карты» по снижению задолженности по арендным платежам (далее – «дорожная карта»), общий порядок проведения претензионно-исковой работы, образцы реестров договоров аренды имущества, земельных участков и задолженности по аренде, типовые формы претензий и исковых заявлений (исх. от 16.03.2020 № 1-31/3347, от 08.05.2020 № 1-31/5575). В целях оказания методологической помощи Министерством в адрес глав МО РТ направлено инструктивное письмо по процедуре списания задолженности и взаимодействию со службой судебных приставов (исх. от 15.02.2021 № 1-31/1956). В рамках работы по сокращению задолженности перед бюджетами муниципальных образований по арендным платежам Министерство принимает участие в еженедельных совещаниях в режиме видеоконференцсвязи, проводимых Министерством финансов Республики Татарстан, с участием представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, палат (управлений, комитета) имущественных и земельных отношений Республики Татарстан. В ходе совещаний рассматриваются вопросы проведения МО РТ мероприятий по сокращению задолженности перед местными бюджетами Республики Татарстан по арендной плате за имущество и земельные участки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.Увеличение поступлений земельного налога |
Проведение инвентаризации земельных участков, являющихся потенциальным объектом налогообложе-ния |
Администра-ции муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию), Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2023 годы |
В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации особое внимание обращается на пополнение доходной части бюджета. Налоги на земельные участки и объекты капитального строительства являются основой бюджетов органов местного самоуправления. В связи с этим каждый объект должен иметь зарегистрированные права в Едином государственном реестре недвижимости. Изучение ситуации по указанным объектам недвижимости в Республике Татарстан показало, что порядка 850 тысяч объектов недвижимости не имеют зарегистрированных прав в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). В целях выявления причин отсутствия зарегистрированных прав органами местного самоуправления был осуществлен обход данных объектов недвижимости, включающий сбор дополнительной информации и документов у пользователей недвижимости. По результатам анализа представленной муниципальными образованиями Республики Татарстан информации установлено, что порядка 8% объектов имеют ранее возникшие права (69 632 объекта недвижимости). Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» считаются ранее учтенными объектами недвижимости, для последующего внесения сведений о таких правообладателях в ЕГРН. В настоящее время органы местного самоуправления проводят мероприятия, предусмотренные законом, в целях обеспечения регистрации прав на такие объекты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4. Повышение эффектив-ности использова-ния земель сельскохозяй-ственного назначения |
4.1. Осуществление мероприятий по понуждению к использованию по назначению земельных участков сельскохозяй-ственного назначения либо их изъятию в случае неисполнения требований к использованию по назначению таких участков |
Управление Федеральной службы по ветеринар-ному и фитосанитар-ному надзору по Республике Татарстан (по согласова-нию), Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 –2030 годы |
Согласно данным Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан на 01.12.2021 в Республике Татарстан выявлено 113,21 тыс. га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, из них вовлечено в сельскохозяйственный оборот 45,45 тыс. га. В целом в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых по целевому назначению, Министерство проводит судебную работу по изъятию таких участков на основании материалов, поступивших из Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4.2. Завершение оформления прав собственности на невостребован-ные земельные доли сельскохозяй-ственных угодий |
Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию)
|
2016 – 2030 годы
|
На 01.01.2022 в Республике Татарстан площадь невостребованных долей земель сельскохозяйственного назначения составляет 364,61 тыс. га. В результате совместной работы Министерства, органов местного самоуправления республики и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан судебными органами приняты решения о признании права муниципальной собственности на 243,69 тыс. га земель, при этом 94,9% из них зарегистрировано в муниципальную собственность. Большие затруднения у органов местного самоуправления вызывает оформление исковых заявлений о признании права муниципальной собственности в отношении земельных долей, по которым отсутствует информация о владельцах и их наследниках – их месте жительства, сведения о смерти |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5. Обеспечение установлен-ного порядка согласования документов территориаль-ного планиро-вания и повышение их качества |
Обеспечение внесения в Единый государствен-ный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориаль-ных зон, расположен-ных на территории Республики Татарстан |
Органы местного самоуправле-ния (по согласова-нию), Министерство строительства архитектуры и жилищно-коммуналь-ного хозяйства Республики Татарстан, Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2023 годы |
В целях определения объема работ по приведению генеральных планов поселений в соответствие требованиям Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственным бюджетным учреждением «Фонд пространственных данных Республики Татарстан» осуществлен сбор информации о находящихся в разработке генеральных планах и правилах землепользования и застройки от муниципальных районов Республики Татарстан. По состоянию на 01.01.2022 на кадастровый учет поставлены границы 1 114 из 3 119 (35,72%) населенных пунктов Республики Татарстан. В работе у различных исполнителей находятся генеральные планы 280 поселений, выполнение которых обеспечит постановку на кадастровый учет границ 978 населенных пунктов. Для завершения работ по внесению в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов Республики Татарстан в рамках действующего законодательства необходимо разработать 325 генеральных планов поселений и поставить на кадастровый учет границы 1 027 населенных пунктов. По состоянию на 01.01.2022 в ЕГРН внесены сведения о территориальных зонах 35 поселений. В работе у различных исполнителей находятся правила землепользования и застройки 304 муниципальных образований. Для завершения работ по внесению в ЕГРН сведений о границах территориальных зон необходимо разработать правила землепользования и застройки 574 поселений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
6. Обеспечение реализации инвестицион-ных и инфра-структурных проектов земельными участками |
6.1. Обеспечение реализации инвестицион-ных и инфраструк-турных проектов земельными участками путем выкупа, изъятия, мены |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2030 годы |
В Республике Татарстан в соответствии с земельным законодательством предоставляются земельные участки в целях реализации инвестиционных проектов и размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2021 № 554 утвержден новый порядок предоставления юридическим лицам в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов. Ранее действовавший порядок, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2015 № 1034, прекратил свое действие. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2021 № 554 Министерством подготавливаются и направляются в Кабинет Министров Республики Татарстан проекты распоряжений Раиса Республики Татарстан. Во исполнение распоряжений Президента Республики Татарстан Министерством заключаются договоры аренды земельных участков. В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или право на которые не разграничено, предоставление осуществляется органами местного самоуправления. В 2021 году принято 8 распоряжений Президента Республики Татарстан. Заключено 8 договоров аренды 28 земельных участков, из них 2 договора аренды 21 земельного участка заключены Министерством. По 1 земельному участку Министерством внесены изменения в договор аренды в связи с изменениями, внесенными в инвестиционное соглашение. В целях реализации инвестиционных проектов, для реализации которых допускается предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов, земельные участки предоставлены с учетом качественных и количественных показателей следующих критериев: 1) критерий «Требование к предполагаемому объему инвестиций» – 6 распоряжений, 6 договоров аренды 7 земельных участков, в том числе по 2 инвестиционным проектам в Чистопольском муниципальном районе, по 1 инвестиционному проекту – в Зеленодольском муниципальном районе; 2) критерий «Создание или увеличение количества рабочих мест» – 1 распоряжение, 1 договор аренды 20 земельных участков; 3) критерий «Предоставление мер поддержки пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков граждан, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов (за исключением случаев предоставления земельного участка в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации)» – внесены изменения в действующий договор аренды земельного участка. В целях размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения принято 1 распоряжение Президента Республики Татарстан, заключен 1 договор аренды земельного участка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
6.2. Выкуп инвестицион-но-привлекатель-ных земельных участков при реализации прав преимущест-венного выкупа земель сельскохо-зяйственного назначения (при наличии финансирова-ния) |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, органы местного самоуправле-ния Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Во исполнение данной нормы законодательства в 2021 году Министерством рассмотрено 2 740 извещений о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного назначения. В рамках реализации преимущественного права покупки в собственность Республики Татарстан земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не приобретались. В 2021 году в муниципальную собственность из земель сельскохозяйственного назначения приобретены 6 земельных участков площадью 28,4 га Агрызским муниципальным районом Республики Татарстан |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
8. Предостав-ление земельных участков многодетным семьям |
8.1. Обеспечение доли многодет-ных семей, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельных участков на начало отчетного года, не менее 69% |
Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
По данным органов местного самоуправления, на 01.01.2022 всего в Республике Татарстан – более 72,3 тысячи многодетных семей, из них включены в списки на получение участков – 66,28 тысячи семей. Органами местного самоуправления Республики Татарстан совместно с Министерством ведется работа по организации процесса предоставления земельных участков многодетным гражданам. В результате 42,02 тысячи многодетных семей получили в собственность земельные участки. При этом показатель «Доля многодетных семей, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельных участков на начало отчетного года, процентов» выполнен на 69,49% (плановое значение показателя на 2021 год, установленное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 25.03.2021 № 166 «Об утверждении Государственного задания на управление исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, отдельным государственным учреждениям Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2021 – 2023 годы», составляет 69,0%) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
9. Обеспечение эффективного использова-ния имущества, закреплен-ного за государ-ственными и муниципаль-ными учреждени-ями |
9.1. Осуществление проверок использования государствен-ными и муниципаль-ными учреждениями имущества и земельных участков, проведение мероприятий по перераспреде-лению неэффективно используемого имущества |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В 2022 году Министерством проведено 190 проверок использования государственного имущества, составляющего государственную казну Республики Татарстан, государственного имущества, переданного организациям по договорам безвозмездного пользования, защитных сооружений гражданской обороны, государственного имущества, переданного по концессионным соглашениям, государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями, и земельных участков, предоставленных учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования, защитных сооружений гражданской обороны. Министерством выявлены следующие нарушения: 1 организация передала помещения общей площадью 71,8 кв.м в пользование сторонним организациям без оформления соответствующих договоров и согласия Министерства; у 6 учреждений отсутствует государственная регистрация права оперативного управления на 6 объектов недвижимости и государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования на 2 земельных участка; не используются 8 объектов недвижимости общей площадью 1 663,9 кв.м, 1 земельный участок площадью 2 928 065 кв.м, 16 единиц движимого имущества общей балансовой стоимостью 985 900,00 рублей, 11 единиц автотехники
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
10. Совершен-ствование системы контроля за деятель-ностью государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий |
10.3. Проведение регулярного мониторинга соблюдения руководителя-ми государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий ограничений, установленных статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государствен-ных и муниципаль-ных унитарных предприятиях» |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
Мониторинг соблюдения руководителями государственных и муниципальных унитарных предприятий ограничений, установленных статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», проводится ежеквартально на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц, а также программы Контур Фокус |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
10.4. Регулярное проведение выборочной проверки контрагентов государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий на предмет контроля заинтересован-ности в сделке |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
Ежеквартально Министерством осуществляется проведение проверок контрагентов государственных унитарных предприятий согласно представленным отчетам руководителей государственных унитарных предприятий. Также Министерством принят приказ от 12.04.2017 № 145-пр об утверждении положения о порядке сообщения руководителями государственных унитарных предприятий Республики Татарстан и руководителями акционерных обществ со 100-процентной долей Республики Татарстан в уставном капитале о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также положения о соответствующей комиссии |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
10.5. Регулярный пересмотр положений уставов для государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий в рамках меняющегося законодатель-ства и задач, поставленных перед органами исполнитель-ной власти в части контроля за деятельностью государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В 2021 году изменения в уставы государственных унитарных предприятий не вносились |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
10.6. Регулярный контроль за согласованны-ми сделками в части исполнения установленных обязательств |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
Контроль и учет согласованных крупных сделок Министерством осуществляется согласно условиям и срокам, указанным в распоряжениях, исполнение которых отражается в реестре согласованных сделок |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
11. Реализация государствен-ной политики в хозяйствен-ных обществах с государствен-ным участием, управление госпакетами акций
|
11.1. Организация деятельности государствен-ных представителей в органах управления хозяйственных обществ |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2030 годы |
Годовые собрания в 2021 году прошли в большинстве акционерных обществ в заочной форме. Министерство совместно с представителями государства приняло участие в 32 годовых общих собраниях акционеров и в 23 внеочередных общих собраниях. Министерством как единственным акционером принято 41 распоряжение об утверждении решений, относящихся к компетенции общего собрания акционеров, в том числе 21 распоряжение – об утверждении решений, относящихся к компетенции годового общего собрания акционеров. В установленные законодательством сроки во все акционерные общества с долей государства направлены предложения о включении в повестку дня годовых общих собраний акционеров вопроса о выплате в денежной форме годовых дивидендов в размере 50% от чистой прибыли общества по результатам 2020 года, а также предложения по кандидатурам государственных представителей в органы управления и контроля акционерных обществ. Подготовлены и направлены представителям государства в органах управления акционерных обществ упреждающие директивы и инструктивные письма по порядку голосования или принятия ими решений по распределению прибыли (выплате дивидендов), а также при согласовании решений по сделкам с активами общества, изменению величины уставного капитала, а также реорганизации и ликвидации общества. Результатом проведенных мероприятий стало принятие 15 хозяйственными обществами с долей Республики Татарстан в уставных капиталах решения о перечислении дивидендов в бюджет Республики Татарстан на общую сумму 94,26 млн рублей, что в 3,16 раза меньше показателя за аналогичный период 2020 года (последствия пандемии распространения коронавирусной инфекции). На государственные пакеты акций, внесенные в уставный капитал АО «Связьинвестнефтехим», перечислено дивидендов по итогам 2020 года в сумме более 14 млрд рублей. На 2021–2022 корпоративный год избрано в органы управления и контроля акционерных обществ 136 представителей Республики Татарстан, а также 13 независимых директоров в 75 акционерных обществах. Проведена работа по формированию состава государственных представителей в органы управления и контроля акционерных обществ с долей государства в уставных капиталах на 2022–2023 корпоративный год. Всего предложено 139 государственных представителей и 13 независимых директоров в 70 акционерных обществах. В целях обеспечения интересов Республики Татарстан при принятии органами управления акционерных обществ решений по вопросам управления обществом, одобрения сделок и распоряжения недвижимым имуществом Министерством в директивном режиме согласовано 137 позиций представителей государства (в форме листов согласования и директив), что составляет порядка 400 вопросов, включенных в повестки дня советов директоров и общих собраний акционеров. В соответствии с полномочиями Министерство осуществляет контроль за деятельностью представителей государства путем сбора и анализа отчетов по форме, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.2000 № 691 «Об утверждении Порядка отчетности руководителей государственных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ со 100-процентной долей Республики Татарстан и представителей государства в органах управления и контроля открытых акционерных обществ». По итогам работы в 2020–2021 корпоративном году представителями государства в органах управления и контроля акционерных обществ в Министерство представлен 81 отчет. Министерство выступает от имени Республики Татарстан участником 5 обществ с ограниченной ответственностью с долей государства в уставном капитале. В 2021 году проведено 15 общих собраний участников обществ по вопросам утверждения годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год, распределения чистой прибыли общества за 2020 год, одобрения совершения обществами крупных сделок, а также согласования сделок на оказание услуг и поставку товаров |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
11.2. Обучение государствен-ных представителей |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2018 – 2030 годы |
В 2021 году обучение государственных представителей не проводилось
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
11.3. Завершение приватизации государствен-ных пакетов акций, не имеющих стратегиче-ского значения для Республики Татарстан |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2030 годы |
В 2021 году завершена процедура ликвидации АО «Ак Барс Основа», в процессе ликвидации находятся АО «Безопасность дорожного движения» и АО «Центр развития земельных отношений Республики Татарстан». Завершить процедуру ликвидации АО «Центр развития земельных отношений Республики Татарстан» и АО «Безопасность дорожного движения» планируется в первом квартале 2022 года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
12. Повышение эффектив-ности использова-ния объектов недвижи-мости, находящихся в государствен-ной собствен-ности |
12.1. Вовлечение объектов недвижимости в хозяйственный оборот с использованием механизмов концессии и государствен-но-частного партнерства |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан
|
2016 – 2030 |
В апреле 2021 года по результатам проведенного открытого конкурса Министерством с обществом с ограниченной ответственностью «Нижнекамская стоматологическая поликлиника» подписано концессионное соглашение о передаче помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, г.Нижнекамск, ул.Ахтубинская, д.7, для оказания медицинских стоматологических услуг населению города Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в рамках программы государственных гарантий (ОМС) сроком на 10 лет |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
12.2. Подготовка предложений по использованию объектов недвижимости, не вовлеченных в хозяйственный оборот |
Отраслевые министерства Республики Татарстан |
2017 – 2030 годы |
Премьер-министром Республики Татарстан А.В.Песошиным от 08.06.2018 № 32204-АП согласовано ежегодное проведение инвентаризации неиспользуемых объектов недвижимости. Срок представления отраслевыми министерствами и органами местного самоуправления сводной информации – не позднее 1 декабря отчетного года. Периодичность представления Министерством сводной информации – не позднее 30 января года, следующего за отчетным. По итогам инвентаризации, проведенной в 2020 году, выявлено следующее.
По результатам проведенных мероприятий по дальнейшему использованию выявленных в ходе инвентаризации неиспользуемых объектов недвижимости вовлечены в хозяйственный оборот: 1) из 24 объектов незавершенного строительства, находящихся в муниципальной собственности, вовлечено в хозяйственный оборот 4 объекта; 2) из 88 незадействованных объектов, необходимых для развития отрасли и находящихся в собственности республики, вовлечено в хозяйственный оборот 38 объектов, из 188 объектов, необходимых для развития отрасли и находящихся в муниципальной собственности, вовлечено в хозяйственный оборот 157 объектов; 3) из 76 незадействованных объектов, пригодных для использования в иных отраслях и находящихся в собственности Республики Татарстан, вовлечено в хозяйственный оборот 27 объектов, из 525 объектов, пригодных для использования в иных отраслях и находящихся в муниципальной собственности, вовлечено в хозяйственный оборот 302 объекта; 4) из 71 незадействованного объекта, подлежащего списанию и находящегося в собственности Республики Татарстан, списано 11 объектов. Таким образом, с целью вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества требуется проведение дополнительных мероприятий с участием профильных министерств, в том числе по определению затрат на приведение объектов в нормативное состояние |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||