Информация о ходе работ по реализации государственной программы «Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014 – 2025 годы» за 2022 год

Информация

о ходе работ по реализации государственной программы

«Управление государственным имуществом Республики Татарстан

на 2014 – 2025 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1140,

за 2022 год

 

Основная цель государственной программы «Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014 – 2025 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1140 (далее – Программа): обеспечение максимальной эффективности управления государственным имуществом Республики Татарстан, его доходности и сохранности.

Для достижения указанной цели в рамках Программы Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее – Министерство) решались следующие задачи:

1)   обеспечение полного и достоверного учета государственного имущества и земельных участков Республики Татарстан;

2)   обеспечение эффективного управления государственными предприятиями и акционерными обществами с долей Республики Татарстан в уставном капитале, профилактики их несостоятельности;

3)   обеспечение эффективного распоряжения государственным имуществом и земельными участками и их использования, в том числе организациями-балансодержателями;

4)   оптимизация состава и структуры государственного имущества;

5)   организация обеспечения имущественных прав граждан, определенных действующим законодательством.

В целях реализации вышеуказанных задач Министерство в 2022 году осуществляло следующие программные мероприятия:

1)   актуализация сведений о составе имущества государственных унитарных предприятий и государственных учреждений в Реестре государственной собственности Республики Татарстан;

2)   экономический мониторинг деятельности акционерных обществ с долей Республики Татарстан в уставном капитале от 50 до 100 процентов и государственных унитарных предприятий;

3)   усиление контроля за выполнением условий трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий;

4)   обеспечение выполнения бюджетного задания в части доходов от реализации и использования государственного имущества и земельных участков;

5)   проведение проверочных мероприятий по использованию государственного имущества организациями;

6) обеспечение деятельности государственного бюджетного учреждения «Республиканская имущественная казна»;

7) обеспечение деятельности государственного бюджетного учреждения «Управление материального обеспечения»;

8) обеспечение деятельности государственного бюджетного учреждения «Департамент по управлению жилищным фондом»;

9) осуществление экспертной и консультационной поддержки при решении социально значимых вопросов, связанных с оценочной деятельностью;

10) обеспечение регистрации прав собственности Республики Татарстан на земельные участки;

11) обеспечение оформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в пользовании государственных учреждений;

12) обеспечение отнесения земель к категориям переводом их из одной категории в другую (в отношении земель, находящихся в собственности Республики Татарстан, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности);

13) организация и обеспечение проведения землеустроительных работ;

14) обеспечение деятельности государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки»;

15) обеспечение деятельности государственного бюджетного учреждения «Фонд пространственных данных Республики Татарстан»;

16) обеспечение проведения мероприятий по установлению и определению границ Республики Татарстан;

17) обеспечение проведения мероприятий по доработке генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений муниципальных районов Республики Татарстан;

18) обеспечение проведения мероприятий по подготовке документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан;

19) реализация мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ;

20) ежегодное увеличение не менее чем на 10 процентов количества объектов имущества в перечне государственного имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства;

21) исполнение Прогнозного плана (программы) приватизации;

22) инвестирование в уставные капиталы организаций с государственным участием;

23) увеличение уставного фонда государственных унитарных предприятий за счет субсидий из республиканского бюджета Республики Татарстан в целях повышения эффективности их деятельности;

24) приобретение имущества и земельных участков в государственную собственность Республики Татарстан;

25) организация работы по предоставлению земельных участков многодетным семьям.

Все мероприятия Программы выполнены в установленные сроки.

Плановые значения индикаторов оценки результатов Программы, установленные на 2022 год, достигнуты.

Плановые объемы финансирования Программы на 2022 год, в соответствии со сводной бюджетной росписью Республики Татарстан на 2022 год, составили 2 973,48 млн рублей. Сумма выделенных средств на 2022 год составила 2 973,48 млн рублей, фактически использовано 2 958,73 млн рублей.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан и бюджета Российской Федерации.

Результаты реализации Программы в разрезе задач, мероприятий и индикаторов оценки результатов представлены в приложении 2.

Реализация программных мероприятий в 2022 году позволила достичь следующих результатов:

выполнение бюджетного задания в части доходов от реализации и использования государственного имущества и земельных участков – 100,07 процента (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

доля государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, информация о составе имущества которых актуализирована в Реестре государственной собственности Республики Татарстан, в общем количестве государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (без учета организаций-банкротов и находящихся в ликвидации) – 100,00 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

доля акционерных обществ с долей Республики Татарстан в уставном капитале от 50 до 100 процентов и государственных унитарных предприятий, финансово-хозяйственная деятельность которых проанализирована Министерством, в общем количестве акционерных обществ с долей Республики Татарстан в уставном капитале от 50 до 100 процентов и государственных унитарных предприятий – 100,00 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

доля трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий со 100-процентным выполнением условий договора в общем количестве трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий – 90,00 процента (при плане на 2022 год – 85,00 процента);

доля государственных учреждений, где проведена проверка использования государственного имущества, в общем количестве государственных учреждений – 100,00 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

доля количества объектов недвижимости, по которым проведена государственная регистрация права собственности Республики Татарстан, к количеству объектов недвижимости, запланированных к регистрации в собственность Республики Татарстан – 100,00 процентов (при плане на          2022 год – 100,00 процентов);

доля количества транспортных средств, которым обеспечен выход в рейс, к общему количеству транспортных средств, закрепленных за государственным бюджетным учреждением «Управление материального обеспечения» –  100,00 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

доля жилых помещений, в отношении которых с нанимателями заключены договоры найма (социального/специализированного жилищного фонда), к общему количеству жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением «Департамент по управлению жилищным фондом» – 100,00 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

количество экспертных заключений в сфере оценочной деятельности по запросам органов исполнительной власти Республики Татарстан – 270 единиц (при плане на 2022 год – 270 единиц);

отношение количества муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, которым оказана экспертно-консультационная поддержка, к общему количеству муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан – 95,56 процентов (при плане на 2022 год – 55,00 процента);

доля земельных участков, находящихся у государственных учреждений, зарегистрированных в собственность Республики Татарстан, в общем количестве земельных участков, находящихся у государственных учреждений – 99,00 процентов (при плане на 2022 год – 99,00 процентов);

доля земельных участков, на которые оформлено право постоянного (бессрочного) пользования, в общем количестве земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования государственным учреждениям на основании распоряжений Министерства – 99,50 процента (при плане на 2022 год – 99,50 процента);

доля ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, по которым подготовлены проекты постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, в общем количестве поступивших ходатайств, за исключением тех, по которым отказано в рассмотрении, либо отказано в переводе земель согласно законодательству – 100,00 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

доля выполненных мероприятий по организации и обеспечению проведения землеустроительных работ в общем числе мероприятий по организации и обеспечению проведения землеустроительных работ – 100,00 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

доля выполненных мероприятий по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости в общем числе мероприятий по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости – 100,00 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

доля выполненных мероприятий по ведению информационных ресурсов и баз данных в общем числе мероприятий по ведению информационных ресурсов и баз данных – 100,00 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

доля выполненных мероприятий по установлению и определению границ Республики Татарстан в общем объеме запланированных мероприятий по установлению и определению границ Республики Татарстан – 100,00 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

доля выполненных мероприятий по доработке генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений муниципальных районов Республики Татарстан в общем объеме запланированных мероприятий по доработке генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений муниципальных районов Республики Татарстан – 100 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

доля выполненных мероприятий по подготовке документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан, в общем объеме запланированных мероприятий по подготовке документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан – 100,00 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

количество объектов имущества в перечне государственного имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства – 107 единиц (при плане на 2022 год – 107 единиц);

доля реформированных предприятий (с законченными процедурами акционирования, ликвидации, реорганизации) в количестве предприятий, запланированных к реформированию – 100,00 процентов (при плане на          2022 год – 100,00 процентов);

доля объема инвестиций, внесенных в уставные капиталы организаций с государственным участием, к объему инвестиций, запланированному для внесения – 100,00 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

доля объема субсидий, предоставленных в целях увеличения уставного фонда государственных унитарных предприятий, к объему субсидий, запланированному для предоставления – 100,00 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

доля объема имущества и земельных участков, приобретенных в государственную собственность Республики Татарстан, к объему имущества и земельных участков, запланированных к приобретению в государственную собственность Республики Татарстан – 100,00 процентов (при плане на 2022 год – 100,00 процентов);

доля многодетных семей, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельного участка на начало отчетного года – 67,61 процента (при плане на 2022 год – 67,00 процентов).

В настоящее время управление государственным имуществом Республики Татарстан характеризуется следующими особенностями:

применение рыночных подходов при распоряжении имуществом;

завершение акционирования государственных предприятий;

развитие новых форм поддержки предпринимательства в частности таких, как особые экономические зоны, технопарки и концессионные соглашения;

участие в реализации масштабных инвестиционных проектов;

перераспределение значительного объема собственности между федеральным, республиканским и муниципальным уровнями;

перераспределение площадей организаций в целях оптимизации их использования;

переоформление земельных участков для развития добывающих отраслей и предпринимательства;

проведение масштабной работы по инвентаризации, оформлению и передаче специализированным организациям объектов электросетевого хозяйства, газо- и теплоснабжения;

развитие нормативной базы и детальная регламентация деятельности в сфере управления государственным имуществом;

применение новых информационных технологий в процессе управления государственным имуществом.

Также сегодня сохраняют актуальность вопросы оптимизации состава и структуры государственного имущества, усиления контроля за использованием имущества, повышения его доходности.

Управление имуществом осуществляется Министерством на принципах оптимизации структуры государственной собственности, ведения учета объектов недвижимого и движимого имущества, в том числе объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Татарстан, вовлечения максимального количества объектов республиканской собственности в хозяйственный оборот и стремления к росту доходов бюджета Республики Татарстан за счет эффективного использования государственного имущества.

В то же время имеют место ряд направлений, требующих дальнейшего развития, а также проблем, решение которых происходит в рамках реализации данной Программы.

 

Обеспечение полного и достоверного учета государственного имущества и земельных участков Республики Татарстан

 

Государственные активы Республики Татарстан на начало 2023 года составляют 529,54 млрд рублей, в том числе стоимость имущества, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений, – 133,49 млрд рублей, стоимость имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, – 7,94 млрд рублей, стоимость государственного портфеля акций по номинальной стоимости – 158,30 млрд рублей, стоимость объектов казны – 85,78 млрд рублей, кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, – 144,03 млрд рублей.

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение эффективного управления государственными предприятиями и акционерными обществами с долей Республики Татарстан в уставном капитале, профилактики их несостоятельности

 

На 01.01.2023 в собственности Республики Татарстан находятся акции 60 акционерных обществ. В 12 предприятиях, где отсутствует доля государства, используется специальное право «золотая акция». Участие государства характеризуется следующими показателями:

100 процентов голосующих акций – в 23 обществах;

от 50 до 100 процентов – в 15 обществах;

от 25 процентов + 1 акция до 49,99 процентов – в 13 обществах;

до 25 процентов (включительно) – в 21 обществе.

Министерство продолжает активную работу по выявлению и исключению из реестра юридических лиц недействующих предприятий. Так, за последние 12 лет количество государственных унитарных предприятий Республики Татарстан сократилось более чем в 25 раз.

По состоянию на 01.01.2023 в Реестре государственной собственности Республики Татарстан числится 10 действующих государственных унитарных предприятий.

В 2022 году работа Министерства также была направлена на защиту интересов государства при проведении процедур несостоятельности (банкротства), на недопущение выплат расходов арбитражным управляющим из республиканского бюджета.

Процедура банкротства продолжается в отношении АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Татарстан», в рамках которого проводится работа по недопущению признания недействительной (ничтожной) сделки по передаче АО «АИЖК РТ» Министерству в качестве пожертвования именных бездокументарных акций АО «Таткоммунпромкомплект».

В течение 2022 года в Министерство поступило 17 уведомлений о проведении собраний кредиторов, принято участие в 7 собраниях в качестве уполномоченного органа Республики Татарстан в делах о несостоятельности (банкротстве) и одного из кредиторов должника.

В рамках Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Министерством по запросам арбитражных управляющих проводится анализ наличия (отсутствия) государственного имущества, закрепленного за организациями, предприятиями и физическими лицами, находящимися в процедуре несостоятельности (банкротства).

 

 

 

 

ДИНАМИКА

количества запросов арбитражных управляющих, поступивших в Министерство, за 2019 – 2022 годы

                                                                                                                         ед.

Показатель

2019

2020

2021

2022

Количество запросов

455

586

1 003

1 586

 

 

По итогам 2022 года наблюдается значительное увеличение запросов арбитражных управляющих. Следует отметить, что основное количество запросов направляется в отношении граждан, не ведущих какой-либо предпринимательской деятельности. Это связано с изменениями в федеральном законодательстве в части банкротства физических лиц.

Министерством оказывается методическая помощь муниципальным образованиям Республики Татарстан в части проведения работ по предотвращению банкротства и недопущению вывода активов предприятий, находящихся в процедуре банкротства.

В рамках сохранения социально-значимых объектов, участвующих в производственном цикле, продолжается совместная работа с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан по организациям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, находящимся в процедуре банкротства. В отчетном году указанная работа производилась в отношении ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района».

Проводится мониторинг сайта Арбитражного суда Республики Татарстан на предмет возбуждения судебных процессов в отношении унитарных предприятий и акционерных обществ с долей Республики Татарстан и признания их несостоятельными (банкротами), вследствие чего могут наступить негативные последствия, в том числе в виде взыскания денежных средств из бюджета Республики Татарстан. Данная работа проводится в целях уменьшения риска взысканий из бюджета Республики Татарстан, а также их предотвращения.

Совместно с Министерством финансов Республики Татарстан ведется мониторинг сайта Арбитражного суда Республики Татарстан на предмет признания несостоятельными (банкротами) юридических и физических лиц, имеющих задолженность перед бюджетом Республики Татарстан, возникшей в результате получения займа. Согласно данным Министерства финансов Республики Татарстан в настоящее время перед бюджетом Республики Татарстан имеется задолженность двух юридических лиц и двух физических лиц в размере 1 406 846,40 рублей, по которым ведется исполнительное производство.

В 2022 году Министерством продолжена работа по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики путем участия Республики Татарстан в уставных капиталах акционерных обществ.

Республика Татарстан приняла участие в дополнительных эмиссиях акций семи акционерных обществ, а именно АО «Сетевая компания»,                                           АО «ТАТМЕДИА», АО «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан»,                     АО «Республиканское производственное объединение «Таткоммунэнерго»,                       АО «Татагролизинг», АО «Особая экономическая зона «Иннополис» и                         АО «Иннополис Девелопмент».

 Общий объем государственного инвестирования в уставные капиталы акционерных обществ в 2022 году составил более 3 860 млн.рублей.

 

Обеспечение эффективного распоряжения и использования государственного имущества и земельных участков, в том числе организациями-балансодержателями

 

Обеспечение выполнения бюджетного задания в части доходов от реализации и использования государственного имущества и земельных участков

В целях эффективного использования собственности Республики Татарстан утвержден пообъектный план поступлений средств в бюджет Республики Татарстан от использования и реализации имущества и земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан.

В 2022 году бюджет Республики Татарстан за счет доходов от использования и реализации имущества и земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, пополнился на 10 746,31 млн рублей. Бюджетное задание по поступлению доходов в бюджет Республики Татарстан по данным статьям выполнено на 100,07%.

В структуре доходов преобладают возобновляемые доходы, их доля составила 97,96% (10 526,97 млн рублей). Это доходы от аренды имущества, аренды земельных участков, от передачи государственного имущества в доверительное управление, плата по соглашениям об установлении сервитута, дивиденды и часть чистой прибыли государственных унитарных предприятий Республики Татарстан.

Доходы бюджета Республики Татарстан от сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Татарстан, в 2022 году составили 10 049,38 млн рублей, бюджетное задание по данной статье выполнено на 100,01%.

По соглашениям об установлении сервитута в бюджет поступило 24,42 млн рублей, бюджетное задание выполнено на 101,54%.

От реализации земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, в бюджет поступило 4,63 млн рублей, бюджетное задание выполнено на 100,32%.

От сдачи в аренду государственного имущества в 2022 году поступило 242,65 млн рублей, бюджетное задание выполнено на 101,84%.

Доходы бюджета Республики Татарстан от реализации государственного имущества составили 178,76 млн рублей. Бюджетное задание по указанной статье выполнено на 101,11%.

Наибольший удельный вес в возобновляемых доходах в 2022 году занимают доходы от сдачи в аренду земельных участков и имущества, принадлежащих Республике Татарстан (97,77% общей суммы возобновляемых доходов).

В 2022 году доходы от перечисления дивидендов по акциям, принадлежащим Республике Татарстан, и перечисления части чистой прибыли государственных унитарных предприятий Республики Татарстан составили 159,20 млн рублей (1,51% общей суммы возобновляемых доходов).

Обеспечению успешной деятельности предприятий способствует проведение Министерством ежеквартального анализа финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с долей Республики Татарстан более 50%. По результатам представленной отчетности определяется перечень предприятий и акционерных обществ, допустивших убытки или ухудшивших основные экономические показатели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, для последующего рассмотрения итогов их деятельности на заседаниях Постоянно действующей комиссии по осуществлению контроля за сохранностью государственного имущества, переданного в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий и уставные капиталы акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Республики Татарстан.

По итогам рассмотрения результатов деятельности предприятий вышеуказанной комиссией совместно с представителями отраслевых министерств руководителям предприятий и акционерных обществ даются рекомендации по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности, оптимизации расходов, недопущению образования просроченной кредиторской задолженности, в том числе по обязательным платежам в консолидированный бюджет Республики Татарстан и заработной плате перед работниками.

В 2022 году была продолжена работа по передаче государственного имущества в доверительное управление. На сегодняшний день заключено 14 договоров доверительного управления государственным имуществом. Наиболее крупными доверительными управляющими являются           АО «КИП-Мастер», АО «Агропромышленный парк «Казань» и           ООО «ТРК «Форсаж». В 2022 году поступления в бюджет Республики Татарстан по данному виду доходов составили 51,32 млн рублей.

 

Контроль за использованием государственного имущества организациями

В 2022 году Министерством проведено 92 проверки использования государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями, и земельных участков, предоставленных учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования.

 

ДИНАМИКА

контрольных проверок использования государственного имущества

 за 2020 – 2022 годы

ед.

 

2020

2021

2022

Количество проведенных проверок имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан

88

190

92

 

 

В 2022 году Министерством выявлены следующие нарушения:

3 учреждения передали помещения общей площадью 205,5 кв.м в пользование сторонним организациям без оформления соответствующих договоров и согласия Министерства;

у 11 учреждений отсутствует государственная регистрация права оперативного управления на 16 объектов недвижимости и государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования на 6 земельных участков;

не используется 65 объектов недвижимости общей площадью                             29 966,7 кв.м, 3 земельных участка общей площадью 5,54 га, 11 единиц движимого имущества общей балансовой стоимостью 1 893 424,00 рублей, 47 единиц автотранспортной (специальной) техники;

1 учреждение демонтировало здание общей площадью 76,2 кв.м без согласования с Министерством;

у 1 учреждения в связи со сменой руководителя и в целях обеспечения достоверных данных об имуществе была проведена инвентаризация основных средств, согласно акту о приеме-передаче основных средств имеются расхождения в виде недостачи;

у 1 учреждения на территории неиспользуемого детского лагеря (земельный участок с кадастровым номером 16:16:000000:1287, земли лесного фонда) ведется личное подсобное хозяйство с разведением крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота и домашней птицы.

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ,

выявленные при использовании государственного имущества государственными учреждениями в 2020 – 2022 годах

 

Наименование нарушения

2020

2021

2022

Передача государственного имущества без согласия собственника иным организациям

1 учреждение передало помещения общей площадью

435,3 кв.м

1 организация передала помещения общей площадью 71,8 кв.м

3 учреждения передали помещения общей площадью

205,5 кв.м

Непредставление сведений для внесения в Реестр государственной собственности Республики Татарстан

1 учреждение

на 1 объект

-

-

Отсутствие регистрации права оперативного управления по отдельным объектам недвижимости,

права постоянного бессрочного пользования – на земельные участки

7 учреждений

на 31 объект

 

6 учреждений

на 6 объектов,

2 земельных участка

 

11 учреждений на 16 объектов,

6 земельных участков

Наличие неиспользуемого или неэффективно используемого имущества

17 объектов

недвижимого имущества общей площадью 2791,9 кв.м,

1 земельный участок площадью 0,12 га,

11 единиц движимого имущества

8 объектов

недвижимого имущества общей площадью 1663,9 кв.м,

1 земельный участок площадью 292,81 га, 16 единиц движимого имущества,

11 единиц автотехники

65 объектов недвижимого имущества общей площадью 29 966,7 кв.м,

3 земельных участка общей площадью 5,54 га,

11 единиц движимого имущества,

47 единиц автотранспортной (специальной) техники

 

 

 

Передача объектов инженерной инфраструктуры специализированным организациям

Объекты газоснабжения

По итогам окончания срока действия договора доверительного управления в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова от 21.07.2020 № 33994-МР в отношении 858 объектов газоснабжения Министерством с ООО «Газпром трансгаз Казань» заключен договор аренды со стоимостью арендной платы 112,6 млн рублей в год сроком на 5 лет.

На основании данной сделки доход бюджета Республики Татарстан от использования государственного имущества за весь срок действия договора аренды (до 30.06.2025) составит 593,1 млн рублей.

В 2022 году Министерством реализовано 16 объектов газоснабжения и 1 земельный участок путем проведения аукциона в электронной форме, по результатам которого с победителем аукциона ООО «Газпром трансгаз Казань» заключен договор купли-продажи. Доход бюджета Республики Татарстан от реализации указанного государственного имущества составил 136,75 млн рублей без учета НДС.

 

Объекты электросетевого хозяйства

В 2022 году за специализированной организацией государственное унитарное предприятие Республики Татарстан «Электрические сети» на праве хозяйственного ведения закреплено 148 объектов электросетевого хозяйства, из них 41 объект принят от сторонних организаций.

За 2012 – 2022 годы с момента реализации Порядка выявления на территории Республики Татарстан объектов электросетевого и теплосетевого хозяйства, относящихся к государственной собственности Республики Татарстан, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 № 2455-р (с изменениями, внесенными распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.03.2015 № 499-р, от 29.01.2016 № 109-р), за специализированной организацией государственное унитарное предприятие Республики Татарстан «Электрические сети» на праве хозяйственного ведения закреплено 3 982 объекта электросетевого хозяйства.

 

Объекты теплоснабжения

В целях реализации мероприятий по восстановлению теплосетевого хозяйства, минимизации количества эксплуатируемых ненадлежащим образом тепловых сетей и повышения надежности теплоснабжения потребителей в Республике Татарстан в 2022 году зарегистрировано в собственность Республики Татарстан и закреплено за специализированной организацией государственное унитарное предприятие Республики Татарстан «Теплоэнергосети» 16 объектов теплоснабжения, из них 10 объектов приняты из муниципальной собственности, 1 объект – по договору пожертвования в собственность Республики Татарстан, 5 объектов – по акту инвентаризации на основании Порядка выявления на территории Республики Татарстан объектов электросетевого и теплосетевого хозяйства, относящихся к государственной собственности Республики Татарстан, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 № 2455-р (с изменениями, внесенными распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.03.2015 № 499-р, от 29.01.2016 № 109-р).

В целом за 2015 – 2022 годы с момента реализации указанного Порядка за специализированной организацией государственное унитарное предприятие Республики Татарстан «Теплоэнергосети» на праве хозяйственного ведения закреплено 603 объекта теплоснабжения.

 

Инвентаризация гидротехнических сооружений на территории Республики Татарстан

Совместно с муниципальными образованиями, органами государственного надзора (Приволжское управление Ростехнадзора и Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан) завершена инвентаризация гидротехнических сооружений всех форм собственности (далее – ГТС). В 45 муниципальных образованиях Республики Татарстан (далее – МО РТ) учтены все ГТС, составлен их полный перечень, данные внесены в единый реестр с указанием местоположения каждого объекта, в том числе и бесхозяйных ГТС.

Сформирован перечень из 926 ГТС, из них:

в собственности МО РТ, в основном, сельских поселений – 725,

в собственности Республики Татарстан – 4,

в федеральной собственности и на землях лесного фонда – 95,

в частной собственности – 66.

Из 36 ед. оставшихся бесхозяйных ГТС, расположенных на территории 14 МО РТ:

20 ГТС в 10 МО РТ подлежат оформлению в муниципальную собственность, в том числе в отношении 12 ГТС в 5 МО РТ установлены конкретные сроки завершения работ по каждой стадии оформления права муниципальной собственности (оформление права собственности запланировано в течение 2023 года);

7 ГТС в 5 МО РТ не востребованы сельскими поселениями Азнакаевского, Альметьевского, Атнинского, Мамадышского и Нижнекамского районов. При отсутствии потребности для социальных или производственных нужд населения необходим план мероприятий по ликвидации/консервации данных бесхозяйных ГТС;

9 спорных ГТС (Арский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Тукаевский) расположены на проблемных земельных участках (частные, паевые и арендованные). Из-за отсутствия потребности в данных ГТС главами сельских поселений проводятся переговоры с физическими и юридическими лицами по их оформлению, в то же время не представлены конкретные сроки завершения работ по оформлению права собственности.

Ведомства должны проводить работу по упорядочению собственных баз данных востребованных ГТС, обеспечивать ведение отдельного учета профильных водных объектов и определять потребность их возможного использования по назначению.

Муниципальные образования прорабатывают вопросы с каждым потенциальным собственником по оказанию необходимого содействия в оформлении юридического права.

Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан совместно с МО РТ проводится работа по разработке планов мероприятий по обеспечению безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений с указанием сроков исполнения данных мероприятий.

 

Обеспечение государственной регистрации права собственности Республики Татарстан на земельные участки. Распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан

В 2022 году осуществлена государственная регистрация права собственности Республики Татарстан и включено в Реестр государственной собственности Республики Татарстан 178 земельных участков площадью 1 165,25 га.

Министерством предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное пользование 384 земельных участка, находящихся в собственности Республики Татарстан, общей площадью более 546,70 га.

В муниципальную собственность Министерством передан 21 земельный участок общей площадью более 31 га, в собственность Российской Федерации передано 2 земельных участка общей площадью более 4,20 га.

 

 

 

Реализация преимущественного права выкупа земель сельскохозяйственного назначения. Сокращение количества сельскохозяйственных земель, неиспользуемых по целевому назначению

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Во исполнение данной нормы законодательства в отчетном году Министерством рассмотрено 2 830 извещений о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного назначения. В рамках реализации преимущественного права покупки в собственность Республики Татарстан земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не приобретались.

В муниципальную собственность в 2022 году из земель сельскохозяйственного назначения приобретены:

Агрызским муниципальным районом Республики Татарстан – 2 земельных участка площадью 14,22 га;

Балтасинским муниципальным районом Республики Татарстан – 1 земельный участок площадью 27 га.

Сармановским муниципальным районом Республики Татарстан – 2 земельных участка площадью 43 га.

Актуальным остается вопрос неэффективного использования земель сельскохозяйственного назначения. Согласно данным Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан на 01.12.2022 в Республике Татарстан выявлено 100,73 тыс. га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, из них вовлечено в сельскохозяйственный оборот 35,86 тыс. га.

 

Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов юридическим лицам в соответствии с распоряжением Президента Республики Татарстан для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения или реализации масштабных инвестиционных проектов

В Республике Татарстан в соответствии с земельным законодательством предоставляются земельные участки в целях реализации инвестиционных проектов и размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2021 № 554 утвержден новый порядок предоставления юридическим лицам в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов. Ранее действовавший порядок, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2015 № 1034, прекратил свое действие.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2021 № 554 Министерством подготавливаются и направляются в Кабинет Министров Республики Татарстан проекты распоряжений Президента Республики Татарстан. Во исполнение распоряжений Президента Республики Татарстан Министерством заключаются договоры аренды земельных участков. В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или право на которые не разграничено, предоставление осуществляется органами местного самоуправления.

В 2022 году принято 13 распоряжений Президента Республики Татарстан. Заключено 11 договоров аренды 33 земельных участков, из них 2 договора аренды 2 земельных участков общей площадью 38,3 га заключено Министерством.

В целях реализации инвестиционных проектов, для реализации которых допускается предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов, земельные участки предоставлены с учетом качественных и количественных показателей следующих критериев:

1) критерий «Инвестиционный проект предполагает объем инвестиций          не менее 20 миллионов рублей на территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» при осуществлении ее резидентом видов экономической деятельности, определенных решением Правительства Российской Федерации о создании соответствующей территории опережающего социально-экономического развития, в том числе не менее 2,5 миллиона рублей – в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территорий опережающего развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» – 1 распоряжение, 1 договор аренды 1 земельного участка;

2) критерий «Инвестиционный проект предполагает объем инвестиций не менее 350 миллионов рублей (за исключением строительства индивидуальных жилых домов и (или) многоквартирных домов)» – 9 распоряжений, 7 договоров аренды 28 земельных участков, в том числе по 1 инвестиционному проекту – в Зеленодольском муниципальном районе, по 1 инвестиционному проекту – в Бугульминском муниципальном районе, по 1 инвестиционному проекту – в Тукаевском муниципальном районе, по 1 инвестиционному проекту – в г.Набережные Челны, по 3 инвестиционным проектам – в г.Казани.

В целях размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения принято 3 распоряжения Президента Республики Татарстан, заключено 3 договора аренды земельных участков.

 

Содействие в предоставлении земельных участков, в том числе субъектам предпринимательства, путем подготовки проектов решений Кабинета Министров Республики Татарстан о переводе земельных участков из категории сельскохозяйственного назначения в категорию, пригодную для строительства

В 2022 году в целях улучшения инвестиционного климата в республике Министерством продолжена работа по изменению категории земельных участков под строительство промышленных и иных объектов.

В отчетном году принято 101 постановление Кабинета Министров Республики Татарстан о переводе 881 земельного участка общей площадью 1 495,16 га.

 

Участие Министерства в согласовании документов территориального планирования муниципальных образований Республики Татарстан

В  соответствии  с  Федеральным  законом  от 31.12.2017 № 507-ФЗ                 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 507-ФЗ) с 1 января 2024 года не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются).

В целях определения объема работ по приведению генеральных планов поселений в соответствие требованиям Закона № 507-ФЗ государственным бюджетным учреждением «Фонд пространственных данных Республики Татарстан» осуществлен сбор информации о находящихся в разработке генеральных планах и правилах землепользования и застройки от муниципальных районов Республики Татарстан.

По состоянию на 01.01.2023 на кадастровый учет поставлены границы 1 920 из 3 119 (61,6%) населенных пунктов Республики Татарстан.

В разработке находятся генеральные планы 175 поселений, принятие которых обеспечит постановку на учет границ 621 населенного пункта. Также по 34 муниципальным районам продолжаются работы по установлению границ населенных пунктов через внесение изменений в схемы территориального планирования районов (229 сельских поселений, включающих 482 населенных пункта). Для завершения работ по внесению в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов Республики Татарстан необходимо разработать генеральные планы 27 поселений и, соответственно, поставить на кадастровый учет границы 96 населенных пунктов.

По состоянию на 01.01.2023 в ЕГРН внесены сведения о территориальных зонах 93 поселений. В работе у различных исполнителей находятся правила землепользования и застройки 246 муниципальных образований. Для завершения работ по внесению в ЕГРН сведений о границах территориальных зон необходимо разработать правила землепользования и застройки 574 поселений.

 

Утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений на входящие в них земельные участки для обеспечения безопасной эксплуатации газопроводов на территории Республики Татарстан

В целях обеспечения на территории Республики Татарстан безопасной работы газораспределительных сетей (газопроводов), включающей возможность их регулярного обслуживания и сохранения целостности, с 2014 года Министерство уполномочено на принятие решений об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей (газопроводов) и наложении ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки.

В отчетном году Министерством приняты решения об установлении, изменении, прекращении существования охранных зон газораспределительных сетей на территории города Казани, Алькеевского, Апастовского, Буинского, Верхнеуслонского, Зеленодольского, Лаишевского, Нижнекамского, Нурлатского, Сабинского, Пестречинского муниципальных районов Республики Татарстан.

 

 

Применение государственно-частного партнерства в управлении государственным имуществом. Концессия

С целью эффективного использования государственного имущества Министерством проводится работа по привлечению инвестиций в государственные объекты недвижимости в рамках использования механизма концессионных соглашений.

В марте 2022 года по результатам проведенного открытого конкурса Министерством с обществом с ограниченной ответственностью «Казанская строительно-сервисная компания» подписано концессионное соглашение о передаче помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Оренбургский тракт, д.5, для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также деятельности по подключению к централизованной системе теплоснабжения с использованием объекта соглашения сроком на 15 лет.

 

ИНФОРМАЦИЯ

о заключенных концессионных соглашениях в отношении государственного имущества за 2011 – 2022 годы

 

№ концес-сионно-го согла-шения

Дата заключе-ния соглаше-ния

Срок дей-ствия согла-шения

Объем инвести-ций, тыс.рублей

Пло-щадь объекта, кв.м

Адрес объекта

Инвестор

Предоставляемая услуга

б/н

15.03.2011

10 лет

40 000

697,4

г.Казань, ул.Гвардей-ская, д.52/2

 

ООО «АВА-ПЕТЕР»

Оказание услуг в области охраны и восстановления репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО)

б/н

26.06.2013

15 лет

15 000

714,4

г.Казань, ул.Х.Такташ, д.115

ООО «Медицин-ское объединение «Спасение»

Оказание бесплатной медицинской помощи населению Вахитовского и Приволжского районов г.Казани

1

03.10.2014

7 лет

100 000

4745,7

г.Набереж-ные Челны, ул.Мира, д.12

 

ООО «Клиника современной медицины HD»

Оказание услуг амбулаторного гемодиализа населению Республики Татарстан

2

03.10.2014

7 лет

60 000

2731,5

г.Нижне-камск, ул.Менделе-ева, д.46

ООО «Клиника современной медицины HD»

Оказание услуг амбулаторного гемодиализа населению Республики Татарстан

3

14.11.2014

7 лет

50 000

598,9

г.Бугульма. ул.14 Павших, д.11, пом.1

ООО «Клиника современной медицины HD»

Оказание услуг амбулаторного гемодиализа населению Республики Татарстан

4

24.03.2017

10 лет

318 000

193,8

г.Казань, ул.Сибирский тракт, д.29, пом.10, нежилое помещение, кадастровый номер 16:50:130101:1059

Общество с ограниченной ответствен-ностью «Приволж-ский центр томотерапии «Сакнур»

Оказание услуг томотерапии (лучевой терапии)

099-129

18.01.2018

20 лет

33 000

1 135,90

г.Казань, пр.Победы, д.142, помещение № 1205, кадастровый номер 16:50:150306:5976

Автономная некоммер-ческая организация «Казанский центр развития реабилита-ции и абилитации»

Деятельность по социальной реабилитации детей-инвалидов с детским церебральным параличом

099-203

19.04.2019

10 лет

50 000

1 027,5

г.Казань, Приволжский район, ул.Оренбург-ский тракт, д.140, корп.8, помещение            № 1007, кадастровый номер 16:50:171201:1009

Акционерное общество «Департа-мент продоволь-ствия и социального питания г.Казани»

Оказание услуг лечебного питания в государственном автономном учреждении здравоохранения «Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан»

099-284

11.08.2020

15 лет

150 000

35 943,2

Республика Татарстан, Лаишевский муниципаль-ный район,

с.Большие Кабаны, ул.Выставоч-ная, д.1, Кластер В

Общество с ограниченной ответствен-ностью «Фармацев-тический Медицин-ский Полис Республики Татарстан»

Организация работы Медицинского промышленного парка Республики Татарстан, представляющего собой имущественный комплекс в области медицины и здравоохранения для организации производств по выпуску медицинских изделий и лекарственных средств, их хранения и иных этапов обращения, осуществления деятельности по оказанию медицинских услуг

099-325

13.04.2021

10 лет

103 000

6 134

 

Республика Татарстан, Нижнекам-ский муниципаль-ный район, г.Нижне-камск, ул.Ахтубин-ская,

д.7

Общество с ограниченной ответствен-ностью «Нижнекам-ская стоматоло-гическая поликлини-ка»

Оказание медицинских стоматологических услуг населению города Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в рамках программы государственных гарантий (ОМС)

099-387

24.03.2022

15 лет

27 041,6

1061,5

Республика Татарстан, г.Казань, ул.Оренбург-ский тракт, д.5

Общество с ограниченной ответствен-ностью «Казанская строительно-сервисная компания»

Осуществление теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также деятельность по подключению к централизованной системе теплоснабжения с использованием объекта соглашения

 

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Одним из направлений деятельности Министерства является имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан.

В рамках исполнения федеральной целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства» по направлению «Организация оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» Министерством ведется работа по расширению состава имущества в перечне государственного имущества для предоставления на праве владения и (или) пользования на долгосрочной основе и льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства.

Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Министерством осуществляется в соответствии с:

федеральными законами от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

правилами проведения торгов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и других договоров, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации от 10.02.2010 № 67;

нормативными правовыми актами, разработанными Министерством и утвержденными Кабинетом Министров Республики Татарстан от 25.05.2016 № 353 и от 23.12.2016 № 976.

В 2022 году Министерством организовано 33 аукциона в отношении имущества казны, в том числе 26 аукционов для субъектов МСП.

В целях достижения показателей целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства» Министерством продолжается консультативная и информационная работа с исполнительными органами МО РТ. В результате наблюдается положительная динамика в МО РТ по утверждению, а также расширению состава имущества в перечнях муниципального имущества, предназначенного для предоставления в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

 

Деятельность в области кадастровых отношений

Проведение государственной кадастровой оценки

В соответствии с распоряжением Министерства от 04.06.2021 № 1729-р        «О проведении в 2022 году государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Татарстан» государственным бюджетным учреждением «Центр государственной кадастровой оценки» проведена кадастровая оценка земельных участков всех категорий земель Республики Татарстан. Распоряжением Министерства от 02.12.2022 № 3733-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Татарстан.

 

Утверждение перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28.11.2003 № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций» в отношении отдельных торговых центров (комплексов) налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях определения фактического использования здания во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2016 № 977 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения и положения о комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» при Министерстве действует комиссия по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, созданная распоряжением Министерства от 29.09.2017 № 2196-р «О создании комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (с изменениями, внесенными распоряжениями Министерства от 08.05.2019 № 1430-р, от 07.11.2019 № 3533-р, от 01.10.2020 № 2919-р, от 09.11.2020 № 3436-р, от 03.11.2021 № 3351-р, от 03.11.2022 № 3318-р).

Распоряжением Министерства от 25.11.2022 № 3605-р утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год. В соответствующий перечень включен 471 объект недвижимости.

 

Проведение инвентаризации недвижимого имущества в муниципальных образованиях Республики Татарстан

Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 518-ФЗ) органы местного самоуправления наделены полномочиями и обязанностями по проведению на территории поселения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направлению сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

По оценке Управления Росреестра по Республике Татарстан, на территории Республики Татарстан насчитывается более 847 тысяч объектов недвижимости, не имеющих правообладателей, из которых около 700 тысяч объектов недвижимости потенциально подпадают под действие Закона    № 518-ФЗ. (Справочно: действие закона распространяется на объекты недвижимости, если правоустанавливающие документы на объект недвижимости или документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31 января 1998 года) и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРЮЛ).

Для реализации положений Закона № 518-ФЗ Премьер-министром Республики Татарстан А.В.Песошиным и руководителем Управления Росреестра по Республике Татарстан А.Г.Зяббаровым утвержден региональный план основных мероприятий по реализации Закона № 518-ФЗ.

На 01.01.2023 в рамках Федерального закона от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по 1 463 объектам в ЕГРН внесены сведения о правообладателях на основании решений органов местного самоуправления, по 32 765 объектам осуществлена регистрация ранее возникшего права, снято с кадастрового учета 3 637 объектов.

В рамках реализации данных мероприятий муниципальные образования направляют запросы через региональную систему межведомственного электронного взаимодействия в МВД, Пенсионный фонд, ЗАГС и в налоговую службу.

В целях обеспечения реализации Закона № 518-ФЗ Министерством совместно с Управлением Росреестра по Республике Татарстан принимаются меры по оказанию органам местного самоуправления методической, организационной и практической помощи. В каждом муниципальном образовании определены ответственные лица от Управления Росреестра по Республике Татарстан для оказания помощи на постоянной основе. В еженедельном режиме проводятся совещания с участием представителей муниципалитетов. Отдельно прорабатывается проблематика каждого района.

В настоящее время органы местного самоуправления проводят мероприятия, предусмотренные законом, в целях обеспечения регистрации прав на такие объекты. Работа органов местного самоуправления оценивается по количеству зарегистрированных в ЕГРН прав.

 

Оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости

Порядок и основания оспаривания результатов определения кадастровой стоимости установлены статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Действующий порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости предусматривает возможность обращения заинтересованных лиц в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд.

Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в 2022 году принято к рассмотрению 168 заявлений физических и юридических лиц.

По результатам рассмотрения большинство заявлений о пересмотре кадастровой стоимости отклонено по причине предоставления заявителями отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, не соответствующих требованиям законодательства, и неподтверждения фактов использования недостоверных сведений при проведении кадастровой оценки объектов недвижимости.

В Верховный Суд Республики Татарстан в 2022 году подано и принято к рассмотрению 287 административных исковых заявлений об оспаривании кадастровой стоимости 362 земельных участков и 123 объектов капитального строительства. Наибольшее количество заявлений об оспаривании кадастровой стоимости подано в отношении объектов недвижимости, расположенных в городах Казань и Набережные Челны, а также в Нижнекамском муниципальном районе.

За отчетный период Верховным Судом Республики Татарстан рассмотрено 343 административных дела, в том числе 168 дел, производство по которым было начато в 2021 году.

По итогам рассмотрения заявлений среднее снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости составляет 50%.

В связи с представлением заявителями в качестве доказательств рыночной стоимости отчетов об оценке объектов недвижимости, не соответствующих требованиям законодательства, сохраняется необходимость проведения по административным делам судебных экспертиз. Так, за отчетный период Верховным Судом Республики Татарстан по 288 административным делам была назначена судебная экспертиза, из них по 270 – по инициативе Министерства. После утверждения Правительством Российской Федерации Перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями (распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 3214-р) проведение судебных экспертиз по определению рыночной цены недвижимости в рамках оспаривания или установления кадастровой стоимости поручалось только государственным экспертным организациям.

Отдельно хотелось бы отметить, что в 2023 году продлен переходный период к новому механизму досудебного обжалования результатов кадастровой оценки и установлению кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости. Новый порядок предусматривает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением (в Республике Татарстан – Государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки») в размере его рыночной стоимости по заявлению заинтересованных лиц. Решение бюджетного учреждения в отношении такого заявления можно оспорить в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с этим в суд можно заявить требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Такое требование не является самостоятельным, его можно заявить только одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения (вопрос 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021).

 

 

 

Оптимизация состава и структуры государственного имущества

 

ИНФОРМАЦИЯ

о передаче имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан, в федеральную собственность за 2017 – 2022 годы

 

Год

Движимое имущество

Недвижимое имущество

2017

68 единиц автотранспортных средств и другого движимого имущества общей стоимостью более 122,00 млн рублей в рамках реализации Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ

«О полиции»

31 объект недвижимости, в том числе 25 зданий (помещений)

площадью 29 551,20 кв.м;

6 земельных участков

площадью 2,90 га

2018

212 единиц автотранспортных средств и другого движимого имущества общей стоимостью более 113,00 млрд рублей

6 объектов недвижимости

общей площадью 3 176,90 кв.м

2019

108 единиц автотранспортных средств общей стоимостью 84,10 млн рублей и другого движимого имущества общей стоимостью 208,60 млн рублей

5 объектов недвижимого имущества общей площадью 1 926,60 кв.м

общей стоимостью 14,54 млн рублей

2020

221 единица автотранспортных средств общей стоимостью 187,45 млн рублей и другого движимого имущества общей стоимостью 650,85 млн рублей

4 объекта недвижимого имущества общей площадью 5 458,70 кв.м

общей стоимостью 167,50 млн рублей

2021

87 единиц автотранспортных средств общей стоимостью 95,62 млн рублей и другого движимого имущества общей стоимостью 75,53 млн рублей

11 объектов недвижимого имущества общей площадью 16 101,5  кв.м общей стоимостью

515,77 млн рублей,

3 объекта недвижимого имущества (автомобильные дороги) общей протяженностью 5 458,70 м

общей стоимостью 167,50 млн рублей

2022

54 единицы автотранспортных средств общей стоимостью 58,75 млн рублей и другое движимое имущество общей стоимостью 10,67 млн рублей

2 объекта недвижимого имущества общей площадью 18 466,6 кв.м общей стоимостью 1 052,4 млн рублей

 

 

Передача государственного имущества в муниципальную собственность

 

ИНФОРМАЦИЯ

о передаче имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан, в муниципальную собственность за 2006 – 2022 годы

ед.

Наименование вида имущества

Количество переданного имущества

Объекты недвижимости, закрепленные за государственными учреждениями и предприятиями

99 179

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

о передаче в муниципальную собственность вновь введенных в эксплуатацию объектов, построенных ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» за 2019 – 2022 годы

 

Наименование объекта

Количество, ед.

Стоимость,

тыс.рублей

Дошкольные образовательные учреждения

36

3 183 880,79

Образовательные учреждения

44

22 832 558,36

Объекты здравоохранения

108

1 265 846,69

Многофункциональные центры

53

660 315,03

Объекты спортивного назначения

152

915 194,78

Административные здания исполнительных комитетов (советов поселений)

17

440 326,21

Общественные пространства

141

25 484 220,04

Объекты инженерной инфрастуктуры

736

6 316 538,02

Объекты социально-культурного, бытового назначения

43

5 036 996,89

Объекты религиозного назначения

2

78 747,58

Движимое имущество, приобретенное в рамках проведенного капитального ремонта

 

4 324 846,28

Автомобильные дороги

67

273 944,99

Итого

1 399

70 813 415,66

 

Создание, реорганизация, ликвидация государственных унитарных предприятий

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 года      № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», устанавливающим запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.10.2020 № 966 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.05.2021 № 406, от 16.05.2022 № 445, от 30.12.2022 № 1504) утвержден План мероприятий Республики Татарстан на период до 1 января 2025 года по реформированию государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее – План мероприятий).

Муниципальным образованиям Республики Татарстан при реорганизации муниципальных унитарных предприятий рекомендовано руководствоваться указанным Планом мероприятий.

В соответствии с утвержденным Планом мероприятий, разработанным с учетом предложений муниципальных образований, подлежат:

сохранению в текущей организационно-правовой форме – 2 государственных и 16 муниципальных унитарных предприятий;

реорганизации в форме преобразования в юридические лица иной организационно-правовой формы в срок до 01.01.2025 – 7 государственных и 71 муниципальных унитарных предприятий;

ликвидации – 5 государственных и 50 муниципальных унитарных предприятий.

 

Ликвидация акционерных обществ с долей Республики Татарстан в уставном капитале

В 2022 году завершена процедура ликвидации АО «Центр развития земельных отношений Республики Татарстан», в процессе ликвидации находится АО «Безопасность дорожного движения». Завершить процедуру ликвидации АО «Безопасность дорожного движения» планируется в первом квартале 2023 года.

 

 

Организация обеспечения имущественных прав граждан, определенных действующим законодательством

 

Предоставление земельных участков многодетным семьям

В Республике Татарстан продолжается работа по формированию земельных участков и предоставлению их многодетным семьям.

Возможность безвозмездного получения земельного участка, наряду с материнским капиталом, является важной стимулирующей мерой для многих семей и, несомненно, способствует развитию института семьи и повышению рождаемости.

По данным органов местного самоуправления, на 01.01.2023 всего в Республике Татарстан более 77,3 тысячи многодетных семей, из них включены в списки на получение участков более 71,3 тысячи семей. Органами местного самоуправления Республики Татарстан совместно с Министерством ведется работа по организации процесса предоставления земельных участков многодетным гражданам. В результате более 44,8 тысячи многодетных семей получили в собственность земельные участки.

В ряде районов работа по предоставлению земельных участков была приостановлена в связи с поиском дополнительных земельных участков и проведением процедуры межевания. Актуальным остается вопрос финансирования проведения работ по формированию дополнительных земельных участков для многодетных семей. В настоящее время имеется значительный дефицит земельных участков, остро стоит вопрос их выделения многодетным семьям города Казани и города Набережные Челны.

Министерством осуществляется сотрудничество с акционерным обществом «ДОМ.РФ» в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации. Решениями Правительственной комиссии органам государственной власти Республики Татарстан переданы полномочия по управлению и распоряжению земельными участками для дальнейшего предоставления многодетным семьям города Казани:

от 30.09.2014 № 8 – 190,0 га (Высокогорский район и пригород города Казани) и 117,80 га (п.Константиновка);

от 31.03.2015 № 3 – 331,5 га (Высокогорский район);

от 30.10.2019 № 4 – 963,6 га (Высокогорский район).

Из земельных участков общей площадью 639,3 га (521,5 га – в Высокогорском районе и пригороде города Казани, 117,8 га – в п.Константиновка) планировалось сформировать более 2 500 участков для предоставления многодетным семьям города Казани, из них сформировано для индивидуального жилищного строительства 2 274 земельных участка, по 2 068 участкам приняты решения о предоставлении многодетным семьям.

ПЕРЕЧЕНЬ

земельных участков, в отношении которых Республике Татарстан переданы полномочия по управлению и распоряжению, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям города Казани

 

Месторасположение

Площадь, га

Высокогорский муниципальный район, Дачное сельское поселение, вблизи п.Дачное, д.Яшь Кеч

381,7

Высокогорский муниципальный район, Красносельское сельское поселение

74,0

г.Казань, Авиастроительный район, между п.Большие Дербышки и п.Кадышево

65,8

г.Казань, Советский район, вблизи п.Константиновка

117,8

Высокогорский муниципальный район, Дачное сельское поселение, вблизи п.Каймары

963,6

 

Участие в решении задач социальной и жилищной политики государства

В рамках реализации Программы социального ипотечного жилищного строительства в отчетном году продолжена работа по включению земельных участков в государственный резерв земель Республики Татарстан в целях строительства жилья по социальной ипотеке. На основании подготовленных Министерством документов в 2022 году Кабинетом Министров Республики Татарстан принято 2 распоряжения о включении в государственный резерв земель Республики Татарстан 59 земельных участков на территории города Казани общей площадью 98,6418 га.

 

 

В течение 2022 года в Программу внесены изменения постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.02.2022 № 176, от 07.06.2022 № 529.

Корректировка произведена в соответствии с пунктом 2 статьи 55 Бюджетного кодекса Республики Татарстан, в соответствии с пунктом 2 статьи 55 Бюджетного кодекса Республики Татарстан, в связи с вступлением в силу Закона Республики Татарстан от 27.10.2021 № 79-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», принятием Закона Республики Татарстан от 25.11.2021 № 86-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Объемы финансирования Программы приведены в соответствие с указанными законами Республики Татарстан, со Сводной бюджетной росписью на 2021 год.

В рамках задачи Программы «Обеспечение эффективного распоряжения государственным имуществом и земельными участками и использования их, в том числе организациями-балансодержателями» выделено дополнительное мероприятие «Реализация мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ».

В связи с необходимостью обеспечения процесса формирования бюджетов Республики Татарстан на 2023 – 2025 годы, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 53 Бюджетного кодекса Республики Татарстан, согласно которому составление проекта бюджета Республики Татарстан основывается на государственных программах Республики Татарстан (проектах государственных программ, проектах изменений указанных программ), действие Государственной программы продлено на 2025 год.

Во исполнение п.7 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.03.2022 № 256 «Об утверждении Государственного задания на управление исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, отдельным государственным учреждениям Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2022 – 2024 годы» (далее – Государственное задание) значения индикатора «Доля многодетных семей Республики Татарстан, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей Республики Татарстан, вставших на учет для бесплатного предоставления земельного участка на начало отчетного года, процентов» на 2022 – 2024 годы приведены в соответствие значениям, установленным в Государственном задании.

doc
Скачать текст
DOC, 255.5 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International