Приложение
Отчет о реализации в 2022 году Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр (в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр)
Основной целью Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр (в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр) (далее – Стратегия), является повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом, развитие земельных и имущественных отношений в Республике Татарстан как одного из значимых факторов социального и экономического роста Республики Татарстан.
Для достижения указанной цели в рамках Стратегии Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее – Министерство) решаются следующие задачи:
1. Обеспечение полного и достоверного учета государственного и муниципального имущества и земельных участков Республики Татарстан;
2. Обеспечение доходности государственного и муниципального имущества;
3. Обеспечение эффективного использования государственного и муниципального имущества организациями-балансодержателями;
4. Увеличение поступления земельного налога;
5. Повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;
6. Обеспечение установленного порядка согласования документов территориального планирования и повышение их качества;
7. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов государственной и муниципальной собственности, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
8. Обеспечение реализации социальных программ, относящихся к сфере земельных и имущественных отношений, в том числе предоставления земельных участков многодетным семьям;
9. Повышение качества деятельности Палат, Управлений, Комитета имущественных и земельных и отношений муниципальных образований Республики Татарстан.
Ожидаемые результаты (индикаторы) реализации Стратегии, установленные на 2022 год, достигнуты.
Плановые объемы финансирования государственной программы «Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014 – 2025 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1140, обеспечивающей реализацию Стратегии, на 2022 год в соответствии со сводной бюджетной росписью Республики Татарстан на 2022 год составили 2 973,48 млн рублей. Сумма выделенных средств на 2022 год составила 2 973,48 млн рублей, фактически использовано 2 958,73 млн рублей.
Финансирование государственной программы «Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014 – 2025 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1140, обеспечивающей реализацию Стратегии, осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан и бюджета Российской Федерации.
Информация о достижении в 2022 году целевых значений индикаторов оценки результатов реализации Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр
(в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр)
Индикатор |
Значение индикатора за 2022 год |
|
---|---|---|
План |
Факт |
|
Доля государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, информация о составе имущества которых актуализирована в Реестре государственной собственности Республики Татарстан, в общем количестве государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (без учета организаций-банкротов и находящихся в ликвидации), процентов |
100,0 |
100,0 |
Выполнение бюджетного задания в части доходов от реализации и использования государственного имущества и земельных участков, процентов |
100,0 |
100,07 |
Доля акционерных обществ с долей Республики Татарстан в уставном капитале от 50 до 100% и государственных унитарных предприятий, финансово-хозяйственная деятельность которых проанализирована Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в общем количестве таких предприятий, процентов |
100,0 |
100,0 |
Доля государственных учреждений, где была проведена проверка использования государственного имущества, в общем количестве государственных учреждений, процентов |
100,0 |
100,00 |
Доля трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий со 100-процентным выполнением условий договора в общем количестве трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий, процентов |
85,0 |
90,00 |
Доля земельных участков, находящихся у государственных учреждений, зарегистрированных в собственность Республики Татарстан, в общем количестве земельных участков, находящихся у государственных учреждений, процентов |
99,0 |
99,0 |
Доля земельных участков, на которые оформлено право постоянного (бессрочного) пользования, в общем количестве земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования государственным учреждениям на основании распоряжений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, процентов |
99,5 |
99,5 |
Доля многодетных семей, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельного участка на начало отчетного года, процентов |
67,0* |
67,61 |
Доля ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, по которым подготовлены проекты постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, в общем количестве поступивших ходатайств, за исключением тех, по которым отказано в рассмотрении либо отказано в переводе земель согласно законодательству, процентов |
100,0 |
100,0 |
Доля выполненных мероприятий по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости, а также землеустроительных работ в общем числе мероприятий по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости, а также землеустроительных работ, процентов |
100,0 |
100,0 |
Доля количества объектов недвижимости, по которым проведена государственная регистрация права собственности Республики Татарстан, к количеству объектов недвижимости, запланированных к регистрации в собственность Республики Татарстан, процентов |
100,0 |
100,0 |
Доля объема имущества, приобретенного в государственную собственность Республики Татарстан, к объему имущества, запланированному к приобретению в государственную собственность Республики Татарстан, процентов |
100,0 |
100,0 |
*в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики, Татарстан от 23.03.2022 № 256 «Об утверждении Индикаторов оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, отдельных государственных учреждений Республики Татарстан и качества жизни населения на 2022 – 2024 годы»
Информация об исполнении в 2022 году Плана мероприятий
по реализации Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр
(в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр)
Основные направления действий Стратегии |
Наименование основных мероприятий |
Ответствен-ный исполнитель, исполнители |
Пери-од (срок) реали-зации |
Информация о ходе исполнения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. Развитие учета государствен-ного и муниципаль-ного имущества
|
1.1. Актуализа-ция сведений о составе имущества государствен-ных унитарных предприятий и государствен-ных учрежде-ний в Реестре государствен-ной собствен-ности Республики Татарстан |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
Еже-годно. 2016 – 2030 годы |
Государственные активы Республики Татарстан на начало 2023 года составляют 529,54 млрд рублей, в том числе стоимость имущества, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений, – 133,49 млрд рублей, стоимость имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, – 7,94 млрд рублей, стоимость государственного портфеля акций по номинальной стоимости – 158,30 млрд рублей, стоимость объектов казны – 85,78 млрд рублей, кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, – 144,03 млрд рублей. На 01.01.2023 в Реестре государственной собственности Республики Татарстан значатся 906 юридических лиц, в том числе 820 государственных учреждений, 10 унитарных предприятий, 76 хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале. В собственности Республики Татарстан находится 54,2 тыс. га земель |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Заверше-ние разработки и внедрения Единой информацион-ной системы по учету и управлению государствен-ным и муниципаль-ным имущест-вом Республики Татарстан (ЕИС «Имущество»), в случае выделения финансирова-ния из бюджета Республики Татарстан. Проведение инвентариза-ции казны Республики Татарстан |
Министерство цифрового развития государствен-ного управления, информаци-онных технологий и связи Республики Татарстан, Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан |
2023 год |
Проведены конкурсные процедуры в целях реализации первого этапа создания ЕИС «Имущество» в 2023 году. Определен победитель – АО «БАРС Груп» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Обеспечение доходности имущества и земельных участков, находящихся в государствен-ной собствен-ности и распоряже-нии муници-пальных образований Республики Татарстан
|
2.1. Выполнение бюджетного задания по доходам от использования и реализации государствен-ного, муниципаль-ного имущества и земельных участков |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В 2022 году доходы бюджета Республики Татарстан от использования и реализации имущества и земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, составили 10 746,31 млн рублей. Бюджетное задание выполнено на 100,07%. В бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан (далее – МО РТ) от реализации и использования муниципального имущества и земельных участков поступило 5 643,93 млн рублей, что составляет 119,32% бюджетного задания на 2022 год
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Снижение задолженности по арендным платежам за муниципальное имущество и земельные участки, находящиеся в распоряжении муниципаль-ных образований |
Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований РТ (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
Сумма задолженности перед местными бюджетами Республики Татарстан по договорам аренды земель и муниципального имущества на 01.01.2023 составила 268,77 млн рублей, в том числе по договорам аренды имущества – 34,55 млн рублей, по договорам аренды земель – 234,21 млн рублей. По сравнению с началом 2022 года задолженность перед местными бюджетами уменьшилась в целом по республике на 180,37 млн рублей (449,14 млн рублей – на 01.01.2022). При этом задолженность по аренде земельных участков уменьшилась на 179,41 млн рублей, уменьшение задолженности произошло в 36 МО РТ: Агрызском, Азнакаевском, Актанышском, Алексеевском, Алькеевском, Альметьевском, Апастовском, Арском, Атнинском, Бавлинском, Балтасинском, Бугульминском, Буинском, Верхнеуслонском, Елабужском, Заинском, Кайбицком, Камско-Устьинском, Кукморском, Лаишевском, Мамадышском, Менделеевском, Муслюмовском, Нижнекамском, Рыбно-Слободском, Сабинском, Сармановском, Спасском, Тетюшском, Тукаевском, Тюлячинском, Черемшанском, Чистопольском, Ютазинском муниципальных районах, городах Казани и Набережные Челны. Задолженность по аренде имущества в целом по республике по сравнению с началом года уменьшилась на 0,96 млн рублей, уменьшение задолженности наблюдается в 12 МО РТ: Агрызском, Азнакаевском, Атнинском, Заинском, Зеленодольском, Камско-Устьинском, Лениногорском, Менделеевском, Нижнекамском, Тукаевском, Тюлячинском муниципальных районах и в городе Набережные Челны |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Осущест-вление мониторинга доходов от использования и реализации муниципаль-ного имущества (земельных участков) и задолженности по арендным платежам в муниципаль-ные бюджеты |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан
|
2016 – 2030 годы |
В 2022 году в бюджеты МО РТ от реализации и использования муниципального имущества и земельных участков поступило 5 643,93 млн рублей, что составляет 119,32% бюджетного задания на 2022 год. В структуре доходов местных бюджетов за 2022 год наибольший удельный вес имеют доходы от аренды земельных участков – 2 669,56 млн рублей и их реализации – 1 429,76 млн рублей, от аренды имущества – 287,48 млн рублей, от продажи имущества – 323,82 млн рублей. Кроме того, в бюджеты МО РТ поступила часть чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий в размере 37,22 млн рублей, дивиденды – 40,72 млн рублей, доходы от передачи имущества в доверительное управление – 1,17 млн рублей, от сервитута – 13,54 млн рублей, прочие доходы от использования имущества в размере 840,65 млн рублей. По сравнению с 2021 годом объем доходов местных бюджетов от использования и реализации имущества и земель в целом по республике увеличился на 21,50 млн рублей или на 0,38% (5 643,93 млн рублей в 2022 году и 5 622,43 млн рублей в 2021 году). Объем доходов увеличился в 33 МО РТ. При этом в 12 МО РТ произошло увеличение объема доходов. Размер задолженности перед местными бюджетами по договорам аренды имущества и земель на 01.01.2023 составлял 268,77 млн рублей, в том числе по договорам аренды имущества – 34,55 млн рублей, по договорам аренды земель – 234,21 млн рублей. Общая сумма задолженности по сравнению с началом года уменьшилась в целом по республике на 180,37 млн рублей или на 40,16% (268,77 млн рублей – на 01.01.2023 и 449,14 млн рублей – на 01.01.2022), при этом по аренде имущества задолженность уменьшилась на 0,96 млн рублей или на 2,71% (34,55 млн рублей – на 01.01.2023 и 35,51 млн рублей – на 01.01.2022), по аренде земель – на 179,41 млн рублей или на 43,38% (234,21 млн рублей – на 01.01.2023 и 413,63 млн рублей – на 01.01.2022). По аренде имущества задолженность уменьшилась в 12 МО РТ, при этом в 29 МО РТ задолженность отсутствует; по аренде земель задолженность уменьшилась в 36 МО РТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. Организация обучения руководителей и специалистов Палат, Управлений, Комитетов имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан
|
Департамент государствен-ной службы и кадров при Раисе Республики Татарстан (по согласова-нию), Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан (при выделении бюджетного финансирова-ния) |
2016 – 2030 годы |
В Министерстве проводятся двухдневные стажировки для профессионального развития муниципальных служащих Республики Татарстан по программе: «Организация управления имуществом и земельными ресурсами, сдача в аренду имущества и земельных участков и прочее». В программу стажировок включаются вопросы по всем основным направлениям деятельности органов местного самоуправления в сфере земельных и имущественных отношений, в том числе учет муниципального имущества, арендные отношения, управление муниципальным имуществом и его реализация в электронной форме, повышение эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями и акционерными обществами с долей участия муниципального образования в уставном капитале, развитие земельных отношений в муниципальном образовании, взаимодействие с оценочным сообществом и экспертиза отчетов об оценке муниципального имущества, территориальное планирование, деятельность в области кадастровых отношений. С 2018 года проведено 10 стажировок, в которых приняли участие 45 муниципальных служащих Республики Татарстан. В 2022 году стажировки состоялись 6 – 7 апреля и 12 –13 октября |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.5. Повышение квалификации оценщиков Республики Татарстан |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан (при выделении бюджетного финансирова-ния), Некоммер-ческое партнерство «Союз оценщиков Республики Татарстан» (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В 2022 году некоммерческим партнерством «Союз оценщиков Республики Татарстан» (далее – Союз оценщиков РТ) проведено 5 семинаров по актуальным вопросам оценочной деятельности, в том числе с участием сотрудников Министерства, палат (управлений, комитетов) земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. В адрес палат (управлений, комитетов) земельных и имущественных отношений Республики Татарстан направлено 4 разъяснительных письма о новациях законодательства в области оценочной деятельности. Сотрудники Союза оценщиков РТ приняли участие в 3 стажировках муниципальных служащих Республики Татарстан, проведенных Министерством, в целях обучения муниципальных служащих последующей работе с оценщиками в муниципальных районах. Направлено 270 профессиональных (экспертных) мнений о качестве отчетов об оценке по запросам органов власти в целях повышения квалификации оценщиков. Сотрудники Союза оценщиков РТ продолжают участвовать в организации квалификационного экзамена для оценщиков на базе вузов- партнеров – КФУ, КИУ-ИЭУ. Организовано постоянное обучение и повышение квалификации оценщиков в вузах-партнерах – КИУ-ИЭУП, КГАСУ, ТИСБИ (дистанционно), КФУ (бакалавриат) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.6. Подготовка методических материалов для специалистов Палат, Управлений, Комитетов имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2030 годы |
В целях повышения эффективности деятельности муниципальных образований Республики Татарстан Министерство оказывает систематическую практическую и методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам, относящимся к сфере земельных и имущественных отношений. С периодичностью не реже двух раз в год проводятся учебные семинары и «круглые столы» для руководителей палат (управлений, комитетов) имущественных и земельных отношений Республики Татарстан по разъяснению актуальных вопросов законодательства и практической деятельности с приглашением известных в Российской Федерации специалистов. На семинарах 18 ноября 2022 года и 2 декабря 2022 года эксперт по земельному и смежному законодательству Межрегионального бюро судебных экспертиз рассказал слушателям о ключевых изменениях земельного и смежного законодательства Российской Федерации в 2022 году. Некоммерческим партнерством «Союз оценщиков Республики Татарстан» при содействии Министерства дважды в год проводится мониторинг рынка и выпускается сборник «Мониторинг недвижимости, земельных участков и арендных ставок», который служит ориентиром для администраций МО РТ и оценщиков по диапазонам цен при проведении сделок с государственным и муниципальным имуществом. Приказом Министерства от 12.05.2020 № 280-пр утвержден План мероприятий («дорожная карта») по организации методической помощи МО РТ по снижению задолженности по арендным платежам. В адрес глав МО РТ направлены типовой проект муниципальной «дорожной карты» по снижению задолженности по арендным платежам (далее – «дорожная карта»), общий порядок проведения претензионно-исковой работы, образцы реестров договоров аренды имущества, земельных участков и задолженности по аренде, типовые формы претензий и исковых заявлений (исх. от 16.03.2020 № 1-31/3347, от 08.05.2020 № 1-31/5575). В целях оказания методологической помощи Министерством в адрес глав МО РТ направлено инструктивное письмо по процедуре списания задолженности и взаимодействию со службой судебных приставов (исх. от 15.02.2021 № 1-31/1956) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Увеличение поступлений земельного налога |
Проведение инвентаризации земельных участков, являющихся потенциальным объектом налогообложе-ния |
Администра-ции муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию), Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2023 годы |
Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 518-ФЗ) органы местного самоуправления наделены полномочиями и обязанностями по проведению на территории поселения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направлению сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН). По оценке Управления Росреестра по Республике Татарстан, на территории Республики Татарстан насчитывается более 847 тысяч объектов недвижимости, не имеющих правообладателей, из которых около 700 тысяч объектов недвижимости потенциально подпадают под действие Закона № 518-ФЗ. (Справочно: действие закона распространяется на объекты недвижимости, если правоустанавливающие документы на объект недвижимости или документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31 января 1998 года) и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРЮЛ). Для реализации положений Закона № 518-ФЗ Премьер-министром Республики Татарстан А.В.Песошиным и руководителем Управления Росреестра по Республике Татарстан А.Г.Зяббаровым утвержден региональный план основных мероприятий по реализации Закона № 518-ФЗ. На 01.01.2023 в рамках Федерального закона от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по 1 463 объектам в ЕГРН внесены сведения о правообладателях на основании решений органов местного самоуправления, по 32 765 объектам осуществлена регистрация ранее возникшего права, снято с кадастрового учета 3 637 объектов. В рамках реализации данных мероприятий муниципальные образования направляют запросы через региональную систему межведомственного электронного взаимодействия в МВД, Пенсионный фонд, ЗАГС и в налоговую службу. В целях обеспечения реализации Закона № 518-ФЗ Министерством совместно с Управлением Росреестра по Республике Татарстан принимаются меры по оказанию органам местного самоуправления методической, организационной и практической помощи. В каждом муниципальном образовании определены ответственные лица от Управления Росреестра по Республике Татарстан для оказания помощи на постоянной основе. В еженедельном режиме проводятся совещания с участием представителей муниципалитетов. Отдельно прорабатывается проблематика каждого района. В настоящее время органы местного самоуправления проводят мероприятия, предусмотренные законом, в целях обеспечения регистрации прав на такие объекты. Работа органов местного самоуправления оценивается по количеству зарегистрированных в ЕГРН прав |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Повышение эффектив-ности использова-ния земель сельскохозяй-ственного назначения |
4.1. Осуществление мероприятий по понуждению к использованию по назначению земельных участков сельскохозяй-ственного назначения либо их изъятию в случае неисполнения требований к использованию по назначению таких участков |
Управление Федеральной службы по ветеринар-ному и фитосанитар-ному надзору по Республике Татарстан (по согласова-нию), Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 –2030 годы |
Согласно данным Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан на 01.12.2022 в Республике Татарстан выявлено 100,73 тыс. га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, из них вовлечено в сельскохозяйственный оборот 35,86 тыс. га. В целом в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых по целевому назначению, Министерство проводит судебную работу по изъятию таких участков на основании материалов, поступивших из Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2. Завершение оформления прав собственности на невостребован-ные земельные доли сельскохозяй-ственных угодий |
Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию)
|
2016 – 2030 годы
|
На 01.01.2023 в Республике Татарстан площадь невостребованных долей земель сельскохозяйственного назначения составляет 363,27 тыс. га. В результате совместной работы Министерства, органов местного самоуправления республики и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан судебными органами приняты решения о признании права муниципальной собственности на 248,06 тыс. га земель, при этом 94,95% из них зарегистрировано в муниципальную собственность. Большие затруднения у органов местного самоуправления вызывает оформление исковых заявлений о признании права муниципальной собственности в отношении земельных долей, по которым отсутствует информация о владельцах и их наследниках – их месте жительства, сведения о смерти |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Обеспечение установлен-ного порядка согласования документов территориаль-ного планиро-вания и повышение их качества |
Обеспечение внесения в Единый государствен-ный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориаль-ных зон, расположен-ных на территории Республики Татарстан |
Органы местного самоуправле-ния (по согласова-нию), Министерство строительства архитектуры и жилищно-коммуналь-ного хозяйства Республики Татарстан, Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2023 годы |
В целях определения объема работ по приведению генеральных планов поселений в соответствие требованиям Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственным бюджетным учреждением «Фонд пространственных данных Республики Татарстан» осуществлен сбор информации о находящихся в разработке генеральных планах и правилах землепользования и застройки от муниципальных районов Республики Татарстан. По состоянию на 01.01.2023 на кадастровый учет поставлены границы 1 920 из 3 119 (61,6%) населенных пунктов Республики Татарстан. В разработке находились генеральные планы 175 поселений, принятие которых обеспечит постановку на учет границ 621 населенного пункта. Также по 34 муниципальным районам продолжались работы по установлению границ населенных пунктов через внесение изменений в схемы территориального планирования районов (229 сельских поселений, включающих 482 населенных пункта). Для завершения работ по внесению в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов Республики Татарстан необходимо разработать генеральные планы 27 поселений и, соответственно, поставить на кадастровый учет границы 96 населенных пунктов. По состоянию на 01.01.2023 в ЕГРН внесены сведения о территориальных зонах 93 поселений. В работе у различных исполнителей находились правила землепользования и застройки 246 муниципальных образований. Для завершения работ по внесению в ЕГРН сведений о границах территориальных зон необходимо разработать правила землепользования и застройки 574 поселений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Обеспечение реализации инвестицион-ных и инфра-структурных проектов земельными участками |
6.1. Обеспечение реализации инвестицион-ных и инфраструк-турных проектов земельными участками путем выкупа, изъятия, мены |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2030 годы |
В Республике Татарстан в соответствии с земельным законодательством предоставляются земельные участки в целях реализации инвестиционных проектов и размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2021 № 554 утвержден новый порядок предоставления юридическим лицам в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов. Ранее действовавший порядок, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2015 № 1034, прекратил свое действие. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2021 № 554 Министерством подготавливаются и направляются в Кабинет Министров Республики Татарстан проекты распоряжений Раиса Республики Татарстан. Во исполнение распоряжений Раиса Республики Татарстан Министерством заключаются договоры аренды земельных участков. В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или право на которые не разграничено, предоставление осуществляется органами местного самоуправления. В 2022 году принято 13 распоряжений Раиса Республики Татарстан. Заключено 11 договоров аренды 33 земельных участков, из них 2 договора аренды 2 земельных участков общей площадью 38,3 га заключено Министерством. В целях реализации инвестиционных проектов, для реализации которых допускается предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов, земельные участки предоставлены с учетом качественных и количественных показателей следующих критериев: 1) критерий «Инвестиционный проект предполагает объем инвестиций не менее 20 миллионов рублей на территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» при осуществлении ее резидентом видов экономической деятельности, определенных решением Правительства Российской Федерации о создании соответствующей территории опережающего социально-экономического развития, в том числе не менее 2,5 миллиона рублей – в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территорий опережающего развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» – 1 распоряжение, 1 договор аренды 1 земельного участка; 2) критерий «Инвестиционный проект предполагает объем инвестиций не менее 350 миллионов рублей (за исключением строительства индивидуальных жилых домов и (или) многоквартирных домов)» – 9 распоряжений, 7 договоров аренды 28 земельных участков, в том числе по 1 инвестиционному проекту в Зеленодольском муниципальном районе, по 1 инвестиционному проекту – в Бугульминском муниципальном районе, по 1 инвестиционному проекту – в Тукаевском муниципальном районе, по 1 инвестиционному проекту – в г.Набережные Челны, по 3 инвестиционным проектам – в г.Казани. В целях размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения принято 3 распоряжения Раиса Республики Татарстан, заключено 3 договора аренды земельных участков |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.2. Выкуп инвестицион-но-привлекатель-ных земельных участков при реализации прав преимущест-венного выкупа земель сельскохо-зяйственного назначения (при наличии финансирова-ния) |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, органы местного самоуправле-ния Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Во исполнение данной нормы законодательства в 2022 году Министерством рассмотрено 2 830 извещений о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного назначения. В рамках реализации преимущественного права покупки в собственность Республики Татарстан земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не приобретались. В муниципальную собственность в 2022 году из земель сельскохозяйственного назначения приобретены: Агрызским муниципальным районом Республики Татарстан – 2 земельных участка площадью 14,22 га; Балтасинским муниципальным районом Республики Татарстан – 1 земельный участок площадью 27 га; Сармановским муниципальным районом Республики Татарстан – 2 земельных участка площадью 43 га |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Предостав-ление земельных участков многодетным семьям |
8.1. Обеспечение доли многодет-ных семей, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельных участков на начало отчетного года, не менее 69% |
Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
По данным органов местного самоуправления, на 01.01.2023 всего в Республике Татарстан более 77,3 тысячи многодетных семей, из них включены в списки на получение участков более 71,3 тысячи семей. Органами местного самоуправления Республики Татарстан совместно с Министерством ведется работа по организации процесса предоставления земельных участков многодетным гражданам. В результате более 44,8 тысячи многодетных семей получили в собственность земельные участки. При этом показатель «Доля многодетных семей, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельных участков на начало отчетного года, процентов» выполнен на 67,61% (плановое значение показателя на 2022 год, установленное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 23.03.2022 № 256 «Об утверждении Индикаторов оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, отдельных государственных учреждений Республики Татарстан и качества жизни населения на 2022 – 2024 годы», составляет 67,0%) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Обеспечение эффективного использова-ния имущества, закреплен-ного за государ-ственными и муниципаль-ными учреждени-ями |
9.1. Осуществление проверок использования государствен-ными и муниципаль-ными учреждениями имущества и земельных участков, проведение мероприятий по перераспреде-лению неэффективно используемого имущества |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В 2022 году Министерством проведено 92 проверки использования государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями, и земельных участков, предоставленных учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования. Министерством выявлены следующие нарушения: 3 учреждения передали помещения общей площадью 205,5 кв.м в пользование сторонним организациям без оформления соответствующих договоров и согласия Министерства; у 11 учреждений отсутствует государственная регистрация права оперативного управления на 16 объектов недвижимости и государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования на 6 земельных участков; не используется 65 объектов недвижимости общей площадью 29 966,7 кв.м, 3 земельных участка общей площадью 5,54 га, 11 единиц движимого имущества общей балансовой стоимостью 1 893 424,00 рублей, 47 единиц автотранспортной (специальной) техники; 1 учреждение демонтировало здание общей площадью 76,2 кв.м без согласования с Министерством; у 1 учреждения в связи со сменой руководителя и в целях обеспечения достоверных данных об имуществе была проведена инвентаризация основных средств, согласно акту о приеме-передаче основных средств имеются расхождения в виде недостачи; у 1 учреждения на территории неиспользуемого детского лагеря (земельный участок с кадастровым номером 16:16:000000:1287, земли лесного фонда) ведется личное подсобное хозяйство с разведением крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота и домашней птицы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Совершен-ствование системы контроля за деятель-ностью государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий |
10.3. Проведение регулярного мониторинга соблюдения руководителя-ми государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий ограничений, установленных статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государствен-ных и муниципаль-ных унитарных предприятиях» |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
Мониторинг соблюдения руководителями государственных и муниципальных унитарных предприятий ограничений, установленных статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», проводится ежеквартально на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц, а также программы Контур Фокус |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
10.4. Регулярное проведение выборочной проверки контрагентов государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий на предмет контроля заинтересован-ности в сделке |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
Ежеквартально Министерством осуществляется проведение проверок контрагентов государственных унитарных предприятий согласно представленным отчетам руководителей государственных унитарных предприятий. Также Министерством принят приказ от 12.04.2017 № 145-пр об утверждении положения о порядке сообщения руководителями государственных унитарных предприятий Республики Татарстан и руководителями акционерных обществ со 100-процентной долей Республики Татарстан в уставном капитале о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также положения о соответствующей комиссии |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
10.5. Регулярный пересмотр положений уставов для государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий в рамках меняющегося законодатель-ства и задач, поставленных перед органами исполнитель-ной власти в части контроля за деятельностью государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В 2022 году изменения в уставы государственных унитарных предприятий не вносились |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
10.6. Регулярный контроль за согласованны-ми сделками в части исполнения установленных обязательств |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
Контроль и учет согласованных крупных сделок Министерством осуществляется согласно условиям и срокам, указанным в распоряжениях, исполнение которых отражается в реестре согласованных сделок |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Реализация государствен-ной политики в хозяйствен-ных обществах с государствен-ным участием, управление госпакетами акций
|
11.1. Организация деятельности государствен-ных представителей в органах управления хозяйственных обществ |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2030 годы |
В 2022 году в установленные законодательством сроки во все акционерные общества с долей государства направлены предложения о включении в повестку дня годовых общих собраний акционеров вопроса о выплате в денежной форме годовых дивидендов в размере 50 процентов от чистой прибыли общества по результатам 2021 года, а также предложения по кандидатурам государственных представителей в органы управления и контроля акционерных обществ. Подготовлены и направлены представителям государства в органах управления акционерных обществ упреждающие директивы и инструктивные письма по порядку голосования или принятия ими решений по распределению прибыли (выплате дивидендов), а также при согласовании решений по сделкам с активами общества, изменению величины уставного капитала, а также реорганизации и ликвидации общества. Результатом проведенных мероприятий стало принятие 11 хозяйственными обществами с долей Республики Татарстан в уставных капиталах решения о перечислении дивидендов в бюджет Республики Татарстан на общую сумму 81,43 млн рублей. На государственные пакеты акций, внесенные в уставный капитал АО «Связьинвестнефтехим», перечислено дивидендов по итогам 2021 года в сумме более 29 млрд рублей. Обеспечено участие представителей государства в 30 годовых общих собраниях акционеров и 24 внеочередных общих собраниях акционеров. Министерством как единственным акционером принято 40 распоряжений об утверждении решений, относящихся к компетенции общего собрания акционеров, в том числе 21 распоряжение – об утверждении решений, относящихся к компетенции годового общего собрания акционеров. На 2022 – 2023 корпоративный год избрано в органы управления и контроля акционерных обществ 139 представителей Республики Татарстан, а также 13 независимых директоров в 70 акционерных обществах. Проведена работа по формированию состава государственных представителей в органы управления и контроля акционерных обществ с долей государства в уставных капиталах на 2023 – 2024 корпоративный год. Всего предложено 128 государственных представителей и 11 независимых директоров в 70 акционерных обществ. В целях обеспечения интересов Республики Татарстан при принятии органами управления акционерных обществ решений по вопросам управления обществом, одобрения сделок и распоряжения недвижимым имуществом Министерством в директивном режиме согласовано 120 позиций представителей государства, что составляет порядка 340 вопросов, включенных в повестки дня советов директоров и общих собраний акционеров. В соответствии с полномочиями Министерство осуществляет контроль за деятельностью представителей государства путем сбора и анализа отчетов по форме, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.2000 № 691 «Об утверждении Порядка отчетности руководителей государственных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ со 100-процентной долей Республики Татарстан и представителей государства в органах управления и контроля открытых акционерных обществ». По итогам работы в 2021 году представителями государства в органах управления и контроля акционерных обществ в Министерство представлено 58 отчетов. Министерство выступает от имени Республики Татарстан участником 4 обществ с ограниченной ответственностью с долей государства в уставном капитале, в которых в 2022 году проведено 15 общих собраний участников обществ по вопросам утверждения годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, распределения чистой прибыли общества за 2021 год, одобрения совершения обществами крупных сделок, а также согласования сделок на оказание услуг и поставку товаров |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.2. Обучение государствен-ных представителей |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2018 – 2030 годы |
В 2022 году обучение государственных представителей не проводилось
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.3. Завершение приватизации государствен-ных пакетов акций, не имеющих стратегиче-ского значения для Республики Татарстан |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2030 годы |
В 2022 году завершена процедура ликвидации АО «Центр развития земельных отношений Республики Татарстан», в процессе ликвидации находилось АО «Безопасность дорожного движения» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Повышение эффектив-ности использова-ния объектов недвижи-мости, находящихся в государствен-ной собствен-ности |
12.1. Вовлечение объектов недвижимости в хозяйственный оборот с использованием механизмов концессии и государствен-но-частного партнерства |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан
|
2016 – 2030 |
В марте 2022 года по результатам проведенного открытого конкурса Министерством с обществом с ограниченной ответственностью «Казанская строительно-сервисная компания» подписано концессионное соглашение о передаче помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Оренбургский тракт, д.5, для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также деятельности по подключению к централизованной системе теплоснабжения с использованием объекта соглашения сроком на 15 лет |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.2. Подготовка предложений по использованию объектов недвижимости, не вовлеченных в хозяйственный оборот |
Отраслевые министерства Республики Татарстан |
2017 – 2030 годы |
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.2022 № 225 утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан, и его вовлечения в хозяйственный оборот (далее – Порядок). Порядок устанавливает общие требования к инвентаризации недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан. Органам местного самоуправления Республики Татарстан рекомендовано руководствоваться Порядком, обобщать результаты инвентаризации муниципального имущества, утверждать перечень неиспользуемых объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципальных образований, с указанием причин неиспользования, разделять на группы и направлять результаты инвентаризации в Министерство до 10 декабря отчетного года. Инвентаризация неиспользуемых объектов недвижимости подразделяется на два вида: 1) инвентаризация имущества казны Республики Татарстан; 2) комплексная инвентаризация имущества – инвентаризация имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными предприятиями или на праве оперативного управления за исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан и государственными учреждениями, проводимая на основании отдельных распорядительных документов Кабинета Министров Республики Татарстан, учредителей государственных учреждений, руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, государственных предприятий. Периодичность представления Министерством сводной информации о результатах инвентаризации в Кабинет Министров Республики Татарстан – ежегодно, не позднее 30 января года, следующего за отчетным. По итогам инвентаризации, проведенной в 2022 году, неиспользуемые объекты распределены по 4 группам в зависимости от технического состояния и пригодности к использованию следующим образом:
|