Приложение
Отчет о реализации в 2023 году Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр (в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр)
Основной целью Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр (в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр) (далее – Стратегия), является повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом, развитие земельных и имущественных отношений в Республике Татарстан как одного из значимых факторов социального и экономического роста Республики Татарстан.
Для достижения указанной цели в рамках Стратегии Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее – Министерство) решаются следующие задачи:
1. Обеспечение полного и достоверного учета государственного и муниципального имущества и земельных участков Республики Татарстан;
2. Обеспечение доходности государственного и муниципального имущества;
3. Обеспечение эффективного использования государственного и муниципального имущества организациями-балансодержателями;
4. Увеличение поступления земельного налога;
5. Повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;
6. Обеспечение установленного порядка согласования документов территориального планирования и повышение их качества;
7. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов государственной и муниципальной собственности, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
8. Обеспечение реализации социальных программ, относящихся к сфере земельных и имущественных отношений, в том числе предоставления земельных участков многодетным семьям;
9. Повышение качества деятельности Палат, Управлений, Комитета имущественных и земельных и отношений муниципальных образований Республики Татарстан.
Ожидаемые результаты (индикаторы) реализации Стратегии, установленные на 2023 год, достигнуты.
Плановые объемы финансирования государственной программы «Управление государственным имуществом Республики Татарстан», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1140, обеспечивающей реализацию Стратегии, на 2023 год, в соответствии со сводной бюджетной росписью Республики Татарстан на 2023 год, составили 3 235,80 млн рублей. Сумма выделенных средств на 2023 год составила 3 235,80 млн рублей, фактически использовано 3 218,10 млн рублей.
Финансирование государственной программы «Управление государственным имуществом Республики Татарстан», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1140, обеспечивающей реализацию Стратегии, осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан и бюджета Российской Федерации.
Информация о достижении в 2023 году целевых значений индикаторов оценки результатов реализации Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.07.2017 № 364-пр
(в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр)
Индикатор |
Значение индикатора за 2023 год |
|
---|---|---|
План |
Факт |
|
Доля государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, информация о составе имущества которых актуализирована в Реестре государственной собственности Республики Татарстан, в общем количестве государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (без учета организаций-банкротов и находящихся в ликвидации), процентов |
100,0 |
100,0 |
Выполнение бюджетного задания в части доходов от реализации и использования государственного имущества и земельных участков, процентов |
100,0 |
100,0 |
Доля акционерных обществ с долей Республики Татарстан в уставном капитале от 50 до 100% и государственных унитарных предприятий, финансово-хозяйственная деятельность которых проанализирована Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в общем количестве таких предприятий, процентов |
100,0 |
100,0 |
Доля государственных учреждений, где была проведена проверка использования государственного имущества, в общем количестве государственных учреждений, процентов |
100,0 |
100,0 |
Доля трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий со 100-процентным выполнением условий договора в общем количестве трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий, процентов |
85,0 |
85,0 |
Доля земельных участков, находящихся у государственных учреждений, зарегистрированных в собственность Республики Татарстан, в общем количестве земельных участков, находящихся у государственных учреждений, процентов |
99,0 |
99,0 |
Доля земельных участков, на которые оформлено право постоянного (бессрочного) пользования, в общем количестве земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования государственным учреждениям на основании распоряжений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, процентов |
99,5 |
99,5 |
Доля многодетных семей, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельного участка на начало отчетного года, процентов |
66,5* |
66,53 |
Доля ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, по которым подготовлены проекты постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, в общем количестве поступивших ходатайств, за исключением тех, по которым отказано в рассмотрении либо отказано в переводе земель согласно законодательству, процентов |
100,0 |
100,0 |
Доля выполненных мероприятий по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости, а также землеустроительных работ в общем числе мероприятий по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости, а также землеустроительных работ, процентов |
100,0 |
100,0 |
Доля количества объектов недвижимости, по которым проведена государственная регистрация права собственности Республики Татарстан, к количеству объектов недвижимости, запланированных к регистрации в собственность Республики Татарстан, процентов |
100,0 |
100,0 |
Доля объема имущества, приобретенного в государственную собственность Республики Татарстан, к объему имущества, запланированному к приобретению в государственную собственность Республики Татарстан, процентов |
100,0 |
100,0 |
*в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики, Татарстан от 31.03.2023 № 385 «Об утверждении индикаторов оценки эффективности деятельности республиканских органов государственной власти, отдельных государственных учреждений Республики Татарстан и качества жизни населения на 2023 – 2025 годы»
Информация об исполнении в 2023 году
Плана мероприятий по реализации Стратегии развития государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2016 – 2021 годы и на период до 2030 года,
утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан
от 31.07.2017 № 364-пр (в редакции приказа от 12.04.2021 № 174-пр)
Основные направления действий Стратегии |
Наименование основных мероприятий |
Ответствен-ный исполнитель, исполнители |
Пери-од (срок) реали-зации |
Информация о ходе исполнения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. Развитие учета государствен-ного и муниципаль-ного имущества
|
1.1. Актуализа-ция сведений о составе имущества государствен-ных унитарных предприятий и государствен-ных учрежде-ний в Реестре государствен-ной собствен-ности Республики Татарстан |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
Еже-годно. 2016 – 2030 годы |
Государственные активы Республики Татарстан на 01.01.2024 составили 552,02 млрд рублей, в том числе стоимость имущества, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений, – 142,25 млрд рублей, стоимость имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, – 7,15 млрд рублей, стоимость государственного портфеля акций (долей) по номинальной стоимости – 174,13 млрд рублей, стоимость объектов казны – 72,65 млрд рублей, кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, – 155,84 млрд рублей. На 01.01.2024 в Реестре государственной собственности Республики Татарстан значится 891 юридическое лицо, в том числе 803 государственных учреждения, 10 государственных унитарных предприятий, 78 хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале. В собственности Республики Татарстан находится 54,7 тыс. га земель |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Заверше-ние разработки и внедрения Единой информацион-ной системы по учету и управлению государствен-ным и муниципаль-ным имущест-вом Республики Татарстан (ЕИС «Имущество»), в случае выделения финансирова-ния из бюджета Республики Татарстан. Проведение инвентариза-ции казны Республики Татарстан |
Министерство цифрового развития государствен-ного управления, информаци-онных технологий и связи Республики Татарстан, Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан |
2023 год |
Проведены конкурсные процедуры в целях реализации первого этапа создания ЕИС «Имущество» в 2023 году. Определен победитель – АО «БАРС Груп». В настоящее время проводятся работы по разработке системы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Обеспечение доходности имущества и земельных участков, находящихся в государствен-ной собствен-ности и распоряже-нии муници-пальных образований Республики Татарстан
|
2.1. Выполнение бюджетного задания по доходам от использования и реализации государствен-ного, муниципаль-ного имущества и земельных участков |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В 2023 году доходы бюджета Республики Татарстан от использования и реализации имущества и земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, составили 8 108,37 млн рублей. Бюджетное задание выполнено на 100,00%. В бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан (далее – МО РТ) от реализации и использования муниципального имущества и земельных участков поступило 7 421,21 млн рублей, что составляет 132,82% бюджетного задания на 2023 год
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Снижение задолженности по арендным платежам за муниципальное имущество и земельные участки, находящиеся в распоряжении муниципаль-ных образований |
Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований РТ (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
Сумма задолженности перед местными бюджетами Республики Татарстан по договорам аренды земель и муниципального имущества на 01.01.2024 составила 300,76 млн рублей, в том числе по договорам аренды имущества – 27,16 млн рублей, по договорам аренды земель – 273,60 млн рублей. По сравнению с началом 2023 года задолженность перед местными бюджетами в целом по республике увеличилась на 32,54 млн рублей (300,76 млн рублей на 01.01.2024 и 268,22 млн рублей на 01.01.2023). При этом задолженность по аренде земельных участков увеличилась на 39,93 млн рублей или на 17,09% (273,60 млн рублей на 01.01.2024 и 233,66 млн рублей на 01.01.2023). Увеличение задолженности произошло в 16 МО РТ: Актанышском, Альметьевском, Апастовском, Бавлинском, Дрожжановском, Зеленодольском, Камско-Устьинском, Лаишевском, Мамадышском, Менделеевском, Муслюмовском, Нижнекамском, Нурлатском, Чистопольском, Ютазинском муниципальных районах, городе Казани. В 24 МО РТ наблюдается уменьшение задолженности по аренде земель. Задолженность по аренде имущества в целом по республике по сравнению с началом года уменьшилась на 7,39 млн рублей или на 21,38% (27,16 млн рублей на 01.01.2024 и 34,55 млн рублей на 01.01.2023). Уменьшение задолженности наблюдается в 9 МО РТ: Агрызском, Азнакаевском, Бугульминском, Заинском, Лениногорском, Нижнекамском, Чистопольском муниципальных районах, городах Казани и Набережные Челны |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Осущест-вление мониторинга доходов от использования и реализации муниципаль-ного имущества (земельных участков) и задолженности по арендным платежам в муниципаль-ные бюджеты |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан
|
2016 – 2030 годы |
В 2023 году от реализации и использования муниципального имущества и земельных участков в бюджеты МО РТ поступило 7 421,21 млн рублей, что составляет 132,82% бюджетного задания на 2023 год. В структуре доходов местных бюджетов за 2023 год наибольший удельный вес имеют доходы от аренды земельных участков – 2 779,28 млн рублей и их реализации – 1 704,41 млн рублей, от аренды имущества – 303,66 млн рублей, от продажи имущества – 1 336,41 млн рублей. Кроме того, в бюджеты МО РТ поступила часть чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий в размере 55,40 млн рублей, дивиденды – 31,59 млн рублей, доходы от передачи имущества в доверительное управление – 1,05 млн рублей, от сервитута – 15,68 млн рублей, прочие доходы от использования имущества в размере 1 193,72 млн рублей. По сравнению с 2022 годом объем доходов местных бюджетов от использования и реализации имущества и земель в целом по республике увеличился на 1 777,28 млн рублей или на 31,49% (7 421,21 млн рублей в 2023 году и 5 643,93 млн рублей в 2022 году). Объем доходов увеличился в 29 МО РТ. При этом в 16 МО РТ произошло уменьшение объема доходов. Размер задолженности перед местными бюджетами по договорам аренды имущества и земель на 01.01.2024 составлял 300,76 млн рублей, в том числе по договорам аренды имущества – 27,16 млн рублей, по договорам аренды земель – 273,60 млн рублей. Общая сумма задолженности по сравнению с началом года увеличилась в целом по республике на 32,54 млн рублей (300,76 млн рублей на 01.01.2024 и 268,22 млн рублей на 01.01.2023), при этом задолженность по аренде земельных участков увеличилась на 39,93 млн рублей или на 17,09% (273,60 млн рублей на 01.01.2024 и 233,66 млн рублей на 01.01.2023), задолженность по аренде имущества уменьшилась на 7,39 млн рублей или на 21,38% (27,16 млн рублей на 01.01.2024 и 34,55 млн рублей на 01.01.2023) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. Организация обучения руководителей и специалистов Палат, Управлений, Комитетов имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан
|
Департамент государствен-ной службы и кадров при Раисе Республики Татарстан (по согласова-нию), Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан (при выделении бюджетного финансирова-ния) |
2016 – 2030 годы |
С периодичностью не реже двух раз в год Министерством проводятся учебные семинары и «круглые столы» для руководителей палат (управлений, комитетов) имущественных и земельных отношений Республики Татарстан по разъяснению актуальных вопросов законодательства и практической деятельности с приглашением известных в Российской Федерации специалистов. В Министерстве проводятся двухдневные стажировки для профессионального развития муниципальных служащих Республики Татарстан по программе: «Организация управления имуществом и земельными ресурсами, сдача в аренду имущества и земельных участков и прочее». В программу стажировок включаются вопросы по всем основным направлениям деятельности органов местного самоуправления в сфере земельных и имущественных отношений, в том числе учет муниципального имущества, арендные отношения, управление муниципальным имуществом и его реализация в электронной форме, повышение эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями и акционерными обществами с долей участия муниципального образования в уставном капитале, развитие земельных отношений в муниципальном образовании, взаимодействие с оценочным сообществом и экспертиза отчетов об оценке муниципального имущества, территориальное планирование, деятельность в области кадастровых отношений. С 2018 года проведено 12 стажировок, в которых приняли участие 56 муниципальных служащих Республики Татарстан. В 2023 году стажировки состоялись 12 – 13 апреля и 18 – 19 октября |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.5. Повышение квалификации оценщиков Республики Татарстан |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан (при выделении бюджетного финансирова-ния), Некоммер-ческое партнерство «Союз оценщиков Республики Татарстан» (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В 2023 году некоммерческим партнерством «Союз оценщиков Республики Татарстан» (далее – Союз оценщиков РТ) проведено 4 семинара по актуальным вопросам оценочной деятельности, в том числе с участием сотрудников Министерства, палат (управлений, комитетов) земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. В адрес палат (управлений, комитетов) земельных и имущественных отношений Республики Татарстан направлено 3 разъяснительных письма о новациях законодательства в области оценочной деятельности. Сотрудники Союза оценщиков РТ приняли участие в 3 стажировках муниципальных служащих Республики Татарстан, проведенных Министерством, в целях обучения муниципальных служащих последующей работе с оценщиками в муниципальных районах. Направлено 330 профессиональных (экспертных) мнений о качестве отчетов об оценке по запросам органов власти в целях повышения квалификации оценщиков. Сотрудники Союза оценщиков РТ продолжают участвовать в организации квалификационного экзамена для оценщиков на базе вузов- партнеров – КФУ, КИУ-ИЭУ. Организовано постоянное обучение и повышение квалификации оценщиков в вузах-партнерах – КИУ-ИЭУП, КГАСУ, ТИСБИ (дистанционно), КФУ (бакалавриат) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.6. Подготовка методических материалов для специалистов Палат, Управлений, Комитетов имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2030 годы |
В целях повышения эффективности деятельности МО РТ Министерство оказывает систематическую практическую и методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам, относящимся к сфере земельных и имущественных отношений. Некоммерческим партнерством «Союз оценщиков Республики Татарстан» при содействии Министерства дважды в год проводится мониторинг рынка и выпускается сборник «Мониторинг недвижимости, земельных участков и арендных ставок», который служит ориентиром для администраций МО РТ и оценщиков по диапазонам цен при проведении сделок с государственным и муниципальным имуществом. В рамках работы по сокращению задолженности перед бюджетами МО РТ по арендным платежам Министерство принимает участие в еженедельных совещаниях в режиме видеоконференцсвязи, проводимых Министерством финансов Республики Татарстан, с участием представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, палат (управлений, комитетов) имущественных и земельных отношений Республики Татарстан. В ходе совещаний рассматриваются вопросы проведения МО РТ мероприятий по сокращению задолженности перед местными бюджетами Республики Татарстан по арендной плате за имущество и земельные участки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Увеличение поступлений земельного налога |
Проведение инвентаризации земельных участков, являющихся потенциальным объектом налогообложе-ния |
Администра-ции муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию), Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2023 годы |
Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 518-ФЗ) органы местного самоуправления наделены полномочиями и обязанностями по проведению на территории поселения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направлению сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в ЕГРН. По оценке Управления Росреестра по Республике Татарстан, на территории Республики Татарстан насчитывается более 847 тысяч объектов недвижимости, не имеющих правообладателей, из которых около 700 тысяч объектов недвижимости потенциально подпадают под действие Закона № 518-ФЗ (справочно: действие закона распространяется на объекты недвижимости, если правоустанавливающие документы на объект недвижимости или документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31 января 1998 года) и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРН). Для реализации положений Закона № 518-ФЗ Премьер-министром Республики Татарстан А.В.Песошиным и руководителем Управления Росреестра по Республике Татарстан А.Г.Зяббаровым утвержден региональный план основных мероприятий по реализации Закона № 518-ФЗ. За период 01.03.2022 – 03.01.2024 в рамках Закона № 518-ФЗ по 135 629 объектам в ЕГРН внесены сведения о правообладателях на основании решений органов местного самоуправления, по 231 076 объектам осуществлена регистрация ранее возникшего права и проведены иные мероприятия (исключение дублирующих и родительских объектов), снято с кадастрового учета 277 670 объектов. В рамках реализации данных мероприятий муниципальные образования направляют запросы через региональную систему межведомственного электронного взаимодействия в МВД, Пенсионный фонд, ЗАГС и в налоговую службу. В целях обеспечения реализации Закона № 518-ФЗ Министерством совместно с Управлением Росреестра по Республике Татарстан принимаются меры по оказанию органам местного самоуправления методической, организационной и практической помощи. В каждом муниципальном образовании определены ответственные лица от Управления Росреестра по Республике Татарстан для оказания помощи на постоянной основе. В еженедельном режиме проводятся совещания с участием представителей муниципалитетов. Отдельно прорабатывается проблематика каждого муниципального образования. В настоящее время органы местного самоуправления проводят мероприятия, предусмотренные законом, в целях обеспечения регистрации прав на такие объекты. Работа органов местного самоуправления оценивается по количеству зарегистрированных в ЕГРН прав |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Повышение эффектив-ности использова-ния земель сельскохозяй-ственного назначения |
4.1. Осуществление мероприятий по понуждению к использованию по назначению земельных участков сельскохозяй-ственного назначения либо их изъятию в случае неисполнения требований к использованию по назначению таких участков |
Управление Федеральной службы по ветеринар-ному и фитосанитар-ному надзору по Республике Татарстан (по согласова-нию), Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 –2030 годы |
Согласно данным Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан, на 01.11.2023 в Республике Татарстан выявлено 76,36 тыс. га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, из них вовлечено в сельскохозяйственный оборот 22,01 тыс. га. В целом в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых по целевому назначению, Министерство проводит судебную работу по изъятию таких участков на основании материалов, поступивших из Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2. Завершение оформления прав собственности на невостребован-ные земельные доли сельскохозяй-ственных угодий |
Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы
|
На 01.01.2024 в Республике Татарстан площадь невостребованных долей земель сельскохозяйственного назначения составляет 361,84 тыс. га. В результате совместной работы Министерства, органов местного самоуправления республики и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан судебными органами приняты решения о признании права муниципальной собственности на 249,70 тыс. га земель, при этом 95% из них зарегистрировано в муниципальную собственность. Большие затруднения у органов местного самоуправления вызывает оформление исковых заявлений о признании права муниципальной собственности в отношении земельных долей, по которым отсутствует информация о владельцах и их наследниках – их месте жительства, сведения о смерти |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Обеспечение установлен-ного порядка согласования документов территориаль-ного планиро-вания и повышение их качества |
Обеспечение внесения в Единый государствен-ный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориаль-ных зон, расположен-ных на территории Республики Татарстан |
Органы местного самоуправле-ния (по согласова-нию), Министерство строительства архитектуры и жилищно-коммуналь-ного хозяйства Республики Татарстан, Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2023 годы |
В целях определения объема работ по приведению генеральных планов поселений в соответствие требованиям Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственным бюджетным учреждением «Фонд пространственных данных Республики Татарстан» осуществлен сбор информации о находящихся в разработке генеральных планах и правилах землепользования и застройки от муниципальных районов Республики Татарстан. По состоянию на 01.01.2024 в ЕГРН внесены сведения: на 85,76% – в отношении границ населенных пунктов (2 675 населенных пунктов из 3 119). Остается внести в ЕГРН сведения в отношении 444 населенных пунктов, при этом путем утверждения схем территориального планирования 170 населенных пунктов, путем утверждения генеральных планов 240 населенных пунктов (по 145 населенным пунктам – генпланы в работе, по 35 населенным пунктам – генпланы на согласовании, по 60 населенным пунктам – генпланы утверждены); на 56,85% – в отношении границ территориальных зон (7 221 территориальной зоны из 12 701). Остается поставить на кадастровый учет границы 5 480 территориальных зон. В разрезе сельских и городских поселений в ЕГРН внесены сведения о границах всех территориальных зон 243 поселений, в разработке у различных организаций находятся правила землепользования и застройки 194 поселений. Требуется разработка правил землепользования и застройки 476 поселений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Обеспечение реализации инвестицион-ных и инфра-структурных проектов земельными участками |
6.1. Обеспечение реализации инвестицион-ных и инфраструк-турных проектов земельными участками путем выкупа, изъятия, мены |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2030 годы |
В Республике Татарстан в соответствии с земельным законодательством предоставляются земельные участки в целях реализации инвестиционных проектов и размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2021 № 554 утвержден новый порядок предоставления юридическим лицам в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов. Ранее действовавший порядок, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2015 № 1034, прекратил свое действие. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2021 № 554 Министерством подготавливаются и направляются в Кабинет Министров Республики Татарстан проекты распоряжений Раиса Республики Татарстан. Во исполнение распоряжений Раиса Республики Татарстан Министерством заключаются договоры аренды земельных участков. В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или право на которые не разграничено, предоставление осуществляется органами местного самоуправления. В 2023 году принято 19 распоряжений Раиса Республики Татарстан. Заключено 17 договоров аренды 83 земельных участков, из них 8 договоров аренды 45 земельных участков общей площадью 1 565 га заключено Министерством. В целях реализации инвестиционных проектов, для реализации которых допускается предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов, земельные участки предоставлены с учетом качественных и количественных показателей следующих критериев: 1) критерий «Инвестиционный проект предполагает объем инвестиций не менее 70 миллионов рублей в строительство стационарной автомобильной заправочной станции публичного доступа, обеспечивающей возможность заправки транспортных средств компримированным (сжатым) и (или) сжиженным природным газом (метаном) (мультитопливной автомобильной заправочной станции, обеспечивающей возможность заправки компримированным (сжатым) и (или) сжиженным природным газом (метаном), автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, криогенной автозаправочной станции, обеспечивающей возможность заправки компримированным (сжатым) и (или) сжиженным природным газом (метаном))» – 2 распоряжения, 2 договора аренды 2 земельных участков; 2) критерий «Инвестиционный проект предполагает объем инвестиций не менее 350 миллионов рублей (за исключением строительства индивидуальных жилых домов и (или) многоквартирных домов)» – 13 распоряжений, 12 договоров аренды 78 земельных участков. 3) критерий «Инвестиционный проект предполагает строительство многоквартирного дома (многоквартирных домов) общей площадью жилых помещений не менее пяти тысяч квадратных метров и (или) иных объектов капитального строительства с предоставлением одной или нескольких из следующих мер поддержки пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков граждан, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов» – 2 распоряжения, 2 договора аренды 2 земельных участков; 4) критерий «Инвестиционный проект предполагает объем инвестиций не менее 2,5 миллиона рублей на территории опережающего социально-экономического развития «Чистополь» или территории опережающего социально-экономического развития «Менделеевск» в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территорий опережающего развития при осуществлении резидентом соответствующей территории опережающего социально-экономического развития видов экономической деятельности, определенных решением Правительства Российской Федерации о ее создании» – 1 распоряжение, 1 договор аренды 1 земельного участка; 5) критерий «Инвестиционный проект предполагает объем инвестиций не менее 20 миллионов рублей на территории опережающего социально-экономического развития "Набережные Челны" при осуществлении ее резидентом видов экономической деятельности, определенных решением Правительства Российской Федерации о создании соответствующей территории опережающего социально-экономического развития, в том числе не менее 2,5 миллиона рублей – в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территорий опережающего развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) – 1 распоряжение. По итогам 2023 года наиболее масштабными инвестиционными проектами явились: «Строительство многофункционального комплекса с конгресс-центром по ул. Сибгата Хакима г. Казани» (строительство многофункционального комплекса, в составе которого предусмотрены: гостиница категории 5*, апартаменты, бизнес-центр, конгресс-центр, торговый центр на территории набережной реки Казанки по улице Сибгата Хакима города Казани). Планируемый объем инвестиций составит 28 723,4 млн рублей. Срок реализации проекта – 5 лет; «Логистический комплекс АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» индустриального парка «Этилен 600». Планируемый объем инвестиций составит 30 000 млн рублей. Срок реализации проекта – 4 года; «Создание индустриального парка «Тура 2.0». Планируемый объем инвестиций составит 750 млн рублей. Срок реализации проекта – 14 лет; «Строительство завода по изготовлению нефтяного оборудования». Планируемый объем инвестиций составит 360 млн рублей. Срок реализации проекта – 15 лет. В целях размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения принято 3 распоряжения Раиса Республики Татарстан, заключено 3 договора аренды земельных участков |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.2. Выкуп инвестицион-но-привлекатель-ных земельных участков при реализации прав преимущест-венного выкупа земель сельскохо-зяйственного назначения (при наличии финансирова-ния) |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, органы местного самоуправле-ния Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Во исполнение данной нормы законодательства в 2023 году Министерством рассмотрено более 2 230 извещений о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного назначения. В рамках реализации преимущественного права покупки в собственность Республики Татарстан приобретено 26 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В муниципальную собственность в 2023 году из земель сельскохозяйственного назначения приобретен Сармановским муниципальным районом Республики Татарстан 1 земельный участок площадью 9 га. Актуальным остается вопрос неэффективного использования земель сельскохозяйственного назначения. Согласно данным Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан, на 01.11.2023 в Республике Татарстан выявлено 76,36 тыс. га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, из них вовлечено в сельскохозяйственный оборот 22,01 тыс. га |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Предостав-ление земельных участков многодетным семьям |
8.1. Обеспечение доли многодет-ных семей, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельных участков на начало отчетного года, не менее 69% |
Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
По данным органов местного самоуправления, на 01.01.2024 всего в Республике Татарстан около 78,2 тысячи многодетных семей, из них включены в списки на получение участков более 72 тысяч семей. Органами местного самоуправления Республики Татарстан совместно с Министерством ведется работа по организации процесса предоставления земельных участков многодетным гражданам. В результате более 47,4 тысячи многодетных семей получили в собственность земельные участки. При этом показатель «Доля многодетных семей, получивших бесплатно земельные участки, в общем числе многодетных семей, вставших на учет для бесплатного предоставления земельных участков на начало отчетного года, процентов» выполнен на 66,53% (плановое значение показателя на 2023 год, установленное постановлением Кабинета Министров Республики, Татарстан от 31.03.2023 № 385 «Об утверждении Индикаторов оценки эффективности деятельности республиканских органов государственной власти, отдельных государственных учреждений Республики Татарстан и качества жизни населения на 2023 – 2025 годы», составляет 66,5%) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Обеспечение эффективного использова-ния имущества, закреплен-ного за государ-ственными и муниципаль-ными учреждени-ями |
9.1. Осуществление проверок использования государствен-ными и муниципаль-ными учреждениями имущества и земельных участков, проведение мероприятий по перераспреде-лению неэффективно используемого имущества |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В 2023 году Министерством проведено 93 проверки использования государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями, и земельных участков, предоставленных учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования. Министерством выявлены следующие нарушения: 2 учреждения передали помещения общей площадью 104,4 кв. м в пользование сторонним организациям без оформления соответствующих договоров и согласия Министерства; у 11 учреждений отсутствует государственная регистрация права оперативного управления на 17 объектов недвижимости и государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на 6 земельных участков; не используется 29 объектов недвижимости общей площадью 13 695,7 кв. м, 8 земельных участков общей площадью 137 га, 5 единиц движимого имущества, 39 единиц автотранспортной (специальной) техники; у 11 учреждений предписанием об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности установлен срок устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности – 2023 год. На дату проведения проверки замечания не устранены (устранены частично); у 20 учреждений не списано неисправное государственное имущество (в соответствии с законодательством и порядком списания) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Совершен-ствование системы контроля за деятель-ностью государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий |
10.3. Проведение регулярного мониторинга соблюдения руководителя-ми государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий ограничений, установленных статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государствен-ных и муниципаль-ных унитарных предприятиях» |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
Мониторинг соблюдения руководителями государственных и муниципальных унитарных предприятий ограничений, установленных статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», проводится ежеквартально на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц, а также программы Контур Фокус |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
10.4. Регулярное проведение выборочной проверки контрагентов государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий на предмет контроля заинтересован-ности в сделке |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
Ежеквартально Министерством осуществляется проведение проверок контрагентов государственных унитарных предприятий согласно представленным отчетам руководителей государственных унитарных предприятий. Также Министерством принят приказ от 12.04.2017 № 145-пр об утверждении положения о порядке сообщения руководителями государственных унитарных предприятий Республики Татарстан и руководителями акционерных обществ со 100-процентной долей Республики Татарстан в уставном капитале о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также положения о соответствующей комиссии |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
10.5. Регулярный пересмотр положений уставов для государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий в рамках меняющегося законодатель-ства и задач, поставленных перед органами исполнитель-ной власти в части контроля за деятельностью государствен-ных унитарных предприятий и муниципаль-ных унитарных предприятий |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
В 2023 году вносились изменения в уставы государственных унитарных предприятий Республики Татарстан «Центр информационных технологий Республики Татарстан», «Транссервис» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
10.6. Регулярный контроль за согласованны-ми сделками в части исполнения установленных обязательств |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан, Палаты, Управления, Комитеты имуществен-ных и земельных отношений муниципаль-ных образований Республики Татарстан (по согласова-нию) |
2016 – 2030 годы |
Контроль и учет согласованных крупных сделок Министерством осуществляется согласно условиям и срокам, указанным в распоряжениях, исполнение которых отражается в реестре согласованных сделок |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Реализация государствен-ной политики в хозяйствен-ных обществах с государствен-ным участием, управление госпакетами акций
|
11.1. Организация деятельности представителей интересов государства в органах управления хозяйственных обществ |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2030 годы |
В 2023 году в установленные законодательством сроки во все акционерные общества с долей государства направлены предложения о включении в повестку дня годовых общих собраний акционеров вопроса о выплате в денежной форме годовых дивидендов в размере 50 процентов от чистой прибыли общества по результатам 2022 года, а также предложения по кандидатурам представителей интересов государства в органы управления и контроля акционерных обществ. Подготовлены и направлены представителям интересов государства в органах управления акционерных обществ упреждающие директивы и инструктивные письма по порядку голосования или принятия ими решений по распределению прибыли (выплате дивидендов), а также при согласовании решений по сделкам с активами общества, изменению величины уставного капитала, а также реорганизации и ликвидации общества. Результатом проведенных мероприятий стало принятие 16 хозяйственными обществами с долей Республики Татарстан в уставных капиталах решения о перечислении дивидендов в бюджет Республики Татарстан на общую сумму 564,42 млн рублей. На государственные пакеты акций, внесенные в уставный капитал АО «Связьинвестнефтехим», перечислено дивидендов по итогам 2023 года в сумме более 44 млрд рублей. Обеспечено участие представителей интересов государства в 41 годовом общем собрании акционеров и 31 внеочередном общем собрании акционеров. Министерством как единственным акционером принято 39 распоряжений об утверждении решений, относящихся к компетенции общего собрания акционеров, в том числе 24 распоряжения – об утверждении решений, относящихся к компетенции годового общего собрания акционеров. На 2023 – 2024 корпоративный год обеспечено назначение (избрание) на годовых общих собраниях 128 представителей интересов государства, 11 независимых директоров в органы управления и контроля 70 хозяйственных обществ. Проведена работа по формированию состава представителей интересов государства в органы управления и контроля хозяйственных обществ с долей Республики Татарстан в уставных капиталах на 2024 – 2025 корпоративный год. Всего утверждено 123 кандидатуры представителей интересов государства и 10 кандидатур независимых директоров в 71 хозяйственное общество. В целях обеспечения интересов Республики Татарстан при принятии органами управления акционерных обществ решений по вопросам управления обществом, одобрения сделок и распоряжения недвижимым имуществом в 2023 году на основании обращений представителей интересов государства Министерством согласовано 168 позиций по голосованию (в форме листов согласования и директив), что составляет порядка 400 вопросов, включенных в повестки дня заседаний советов директоров и общих собраний акционеров. Министерство осуществляет контроль за деятельностью представителей интересов государства в органах управления и контроля хозяйственных обществ путем сбора и анализа отчетов по форме, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.2000 № 691 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.11.2023 № 1441) «Об утверждении Порядка отчетности руководителей государственных унитарных предприятий, акционерных обществ со 100-процентной долей Республики Татарстан и представителей интересов государства в органах управления и контроля акционерных обществ». По итогам работы в 2022 – 2023 корпоративном году представителями интересов государства в органах управления и контроля хозяйственных обществ в Министерство представлено 75 отчетов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.2. Обучение представителей интересов государства |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2018 – 2030 годы |
В 2023 году обучение представителей интересов государства не проводилось
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.3. Завершение приватизации государствен-ных пакетов акций, не имеющих стратегиче-ского значения для Республики Татарстан |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан |
2016 – 2030 годы |
В 2023 году приватизированы государственные пакеты акций ПАО «Нижнекамскшина» и АО «Татфлот»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Повышение эффектив-ности использова-ния объектов недвижи-мости, находящихся в государствен-ной собствен-ности |
12.1. Вовлечение объектов недвижимости в хозяйственный оборот с использованием механизмов концессии и государствен-но-частного партнерства |
Министерство земельных и имуществен-ных отношений Республики Татарстан
|
2016 – 2030 |
В настоящее время в отношении государственного имущества действуют 8 концессионных соглашений, по которым концедентом выступает Республика Татарстан в лице Министерства. В 2023 году концессионные соглашения не заключались |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.2. Подготовка предложений по использованию объектов недвижимости, не вовлеченных в хозяйственный оборот |
Отраслевые министерства Республики Татарстан |
2017 – 2030 годы |
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.2022 №225 утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан, и его вовлечения в хозяйственный оборот (далее – Порядок). Порядок устанавливает общие требования к инвентаризации недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан. Органам местного самоуправления Республики Татарстан рекомендовано руководствоваться Порядком, обобщать результаты инвентаризации муниципального имущества, утверждать перечень неиспользуемых объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципальных образований, с указанием причин неиспользования, разделять на группы и направлять результаты инвентаризации в Министерство до 10 декабря отчетного года. Инвентаризация неиспользуемых объектов недвижимости подразделяется на два вида: 1) инвентаризация имущества казны Республики Татарстан; 2) комплексная инвентаризация имущества – инвентаризация имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными предприятиями или на праве оперативного управления за исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан и государственными учреждениями, проводимая на основании отдельных распорядительных документов Кабинета Министров Республики Татарстан, учредителей государственных учреждений, руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, государственных предприятий. Периодичность представления Министерством сводной информации о результатах инвентаризации в Кабинет Министров Республики Татарстан – ежегодно, не позднее 30 января года, следующего за отчетным. По итогам инвентаризации, проведенной в 2023 году, неиспользуемые объекты распределены по 4 группам в зависимости от технического состояния и пригодности к использованию следующим образом:
|