Министр Минземимущества РТ – о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в Татарстане
В Татарстане третий год идет масштабная работа по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, согласно 518-ФЗ. Львиная доля – около 500 тысяч объектов недвижимости - уже прошли проверку, на очереди - более 200 тысяч. Однако выполнению этой задачи часто препятствуют сами татарстанцы – не открывают двери сотрудникам органов местного самоуправления и отказываются оформлять права на дом, землю или квартиру, ошибочно полагая, что так смогут избежать дополнительных налогов. Почему это не так, какие преимущества открывает гражданам добровольная регистрация и, напротив, какими последствиями грозит бездействие – в эксклюзивном интервью «Реальному времени» рассказывает министр земельных и имущественных отношений РТ Фаниль Аглиуллин.
«Все сделают за вас в электронном виде»
- Фаниль Анварович, прежде, чем перейти к обсуждению 518-ФЗ, давайте разъясним татарстанцам, для чего был введен этот закон и какую работу предстоит провести?
- Вступивший в силу 29 июня 2021 года федеральный закон №518-ФЗ устанавливает порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Наличие сведений о регистрации права в ЕГРН позволит обеспечить гражданам защиту их прав, имущественных интересов и, соответственно, убережет их от мошеннических действий.
У нас в Татарстане реализация этого закона возложена на органы местного самоуправления. В рамках проводимой работы муниципалитеты самостоятельно анализируют сведения, берут сведения из налоговых органов, Социального фонда (Фонда пенсионного и социального страхования РТ), МВД, ЗАГСа, Нотариальной палаты РТ и ряда других учреждений. Как только органы МСУ получают полные данные о гражданах, проживающих по указанным адресам, они выходят на объекты, опрашивают жителей.
Бывает так, что вопрос можно решить сразу на месте, если гражданин говорит: «Да, я сам пойду, заявление подам», и это ускоряет наш процесс. Но есть такие, которые не хотят никуда идти, в таких случаях органы МСУ направляют им проект решения о выявлении правообладателя, и, если в течение 30 дней от потенциального правообладателя не поступает возражения, МСУ принимают решение о выявлении собственника объекта и самостоятельно направляют документы в Росреестр. А Росреестр уже у себя в ЕГРН ставит отметку о выявленном собственнике ранее учтенного объекта недвижимости, но право собственности на этот объект не возникает. То есть отметка от МСУ в Росреестре не является полноценной регистрацией в ЕГРН.
Право на объект возникает тогда, когда гражданин сам лично пойдет в МФЦ и зарегистрирует свои права на недвижимость. Тогда он будет являться полноправным хозяином своего имущества и сможет его подарить, продать или передать по наследству. Чтобы зарегистрировать недвижимость, можно также обратиться в органы МСУ, а они подадут заявление в Росреестр - заявителям даже ходить никуда не нужно, все сделают за них в электронном виде. Особенно это поможет тем, кто проживает отдаленно от административных центров, где находятся МФЦ.
У нас в Татарстане бывают случаи, когда в ходе реализации проектов по федеральным и республиканским программам изымаются земельные участки для государственных и муниципальных нужд, к примеру, под дорогу. При таком изъятии земли собственники объектов недвижимости на ней получат компенсацию. Но если документы на дом не оформлены, человек может остаться без компенсации.
Я бы еще хотел добавить, что граждане, которые готовы самостоятельно пойти и зарегистрировать свои права на ранее учтенные объекты недвижимости, которые у них возникли до 31 января 1998 года, освобождены от уплаты госпошлины, которая предусмотрена Налоговым кодексом.
В Татарстане предстоит выявить правообладателей еще 200 тысяч объектов недвижимости
- Как в Татарстане продвигается эта работа и сколько правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости выявлено?
- В Татарстане в целом более 700 тысяч объектов недвижимости. На сегодня осталось свыше 200 тысяч объектов, по которым еще предстоит провести огромную работу в рамках 518-ФЗ. В отношении 468 тысячам ранее учтенным объектам недвижимости проведены соответствующие мероприятия, а именно по 60 тысячам объектам в ЕГРН внесли сведения о правообладателях на основании решений органов МСУ. По 180 тысячам объектов осуществлены регистрация ранее возникшего права и иные мероприятия, такие как исключение дублирующих объектов и родительских объектов. И, соответственно, снято с кадастрового учета более 200 тысяч объектов недвижимости.
В Казани больше всего ранее учтенных объектов недвижимости – более 120 тысяч. Поэтому самый большой объем работы приходится на столицу республики.
Наша задача – провести все мероприятия по 518-ФЗ до конца этого года, так как в рамках внедрения цифровой платформы «Национальная система пространственных данных» (НСПД) до 1 января 2024 года мы должны наполнить ЕГРН необходимыми сведениями.
- Какие объекты недвижимости относят к ранее учтенным?
- Это объекты недвижимости, в отношении которых был осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу федерального закона о государственном кадастре недвижимости, то есть до 1 марта 2008 года.
Это могут быть как земельные участки, так и объекты незавершенного и капитального строительства – здания, сооружения и помещения.
- Какие сложности возникают в ходе этой работы?
- Несомненно, сложности возникают, это большое отвлечение сил органов МСУ от других своих обязанностей. Работа кропотливая - сначала собрать всю информацию о правообладателях и недвижимости, затем выйти на места, чтобы провести разъяснительную работу с гражданами, побуждая их оформить помещения в собственность.
Непросто бывает выявить правообладателей на земельных участках под садовыми участками, отдельно стоящими гаражами. Усложняет работу и отсутствие точных адресов объектов, сведений о правообладателях. Возникают проблемы по выявлению правообладателей сельскохозяйственных объектов, т.к. отсутствуют правоустанавливающие документы на объекты недвижимости. Отсутствие документов на квартиры и нежелание жильцов подтверждать свое право в суде также усложняет эту работу.
Также хотел бы обратить внимание на бесхозные объекты недвижимости и выморочное имущество.
По бесхозным объектам недвижимости органы МСУ вносят отметки в Росреестр, если в течение года собственник не появляется – органы МСУ обращаются в суд за признанием права собственности на эти объекты за муниципалитетом. Поэтому гражданам также важно вовремя регистрировать права на недвижимость.
Тоже самое с выморочным имуществом. Это объекты недвижимости, где собственник умер и нет наследников. В этом случае муниципалитеты обращаются к нотариусам и оформляют эти объекты в муниципальную собственность. Естественно, если потом собственники или наследники объявятся, это все можно вернуть, но это потребует больше сил, времени и затрат, чем если они сделают это сейчас.
- Наверное, были и такие случаи, когда по бумагам числился один дом, а при выезде на место наблюдали совершенно другую недвижимость?
- Так и есть, с годами семья растет, кто-то пристраивает к дому еще одно помещение. Или бывает, что дом оформлен, а все надворные постройки – баня, сарай не зарегистрированы. В результате, в случае изъятия участка, компенсацию он получит только за дом. Мы, конечно, оцениваем и эти постройки, но не так, как в случае, если права на них зарегистрированы. Или, к примеру, раньше у гражданина был один объект – 10 на 10, а потом он к нему сделал пристрой, но не оформил, соответственно, компенсацию получит только за учтенную недвижимость.
- Как должен поступить гражданин в случае перестройки своего дома?
- Многие собственники объектов ошибочно без разрешительных документов начинают реконструкцию дома, делают пристрой и сталкиваются в дальнейшем с проблемами в оформлении. Перед реконструкцией дома необходимо обратиться в исполнительный комитет за получением необходимых разрешений, потом обращается к кадастровому инженеру за технической документацией и вносит сведения в ЕГРН о реконструкции. Просто так перестроить дом нельзя, сначала нужно сделать проект, получить разрешительную документацию.
Татарстан – лидер по передаче данных в НСПД
- Как продвигается внедрение цифровой платформы «Национальная система пространственных данных»?
Республика Татарстан участвует в качестве пилотного региона в реализации государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных», наряду с Пермским и Краснодарским краями, Иркутской областью.
Национальная система пространственных данных должна быть внедрена в республике до 1 января 2024 года.
В рамках опытной эксплуатации НСПД в систему интегрируются данные четырех информационных систем Республики Татарстан, это Комплексная муниципальная геоинформационная система города Казани, ГИС «Экологическая карта Республики Татарстан», ГИС «Обеспечения градостроительной деятельности Республики Татарстан», Геопортал Республики Татарстан.
На сегодняшний день Татарстан стал лидером по передаче слоев пространственных данных среди пилотных регионов. Республикой в НСПД переданы 96% слоев пространственных данных.
- Какие перспективы для граждан и бизнеса открывает внедрение этой системы? Насколько она упростит получение госуслуг в сфере регистрации прав на землю и недвижимость?
- Сведения о земле и недвижимости, в том числе, о правах и кадастровой оценке, а также пространственные данные будут объединены на одной цифровой платформе. Интеграция всех имеющихся информационных систем и ресурсов повысит эффективность использования земель. Соответственно упростит процессы сбора данных, принятие управленческих решений, позволит более комплексно подходить к вопросам территориального планирования, пространственного развития, проектирования, строительства объектов, а в целом запуск этой единой цифровой платформы ускорит и упростит получение государственных услуг в сфере недвижимости как для бизнеса, так и для граждан. В этой системе очень много сервисов, например, «Земля для стройки», «Земля для туризма», где любой гражданин может зайти и выбрать себе участок, подать заявление и начинать работать.
Значительно сократятся и сроки предоставления государственных услуг. Одно дело, когда люди сами ходят по разным инстанциям, и другое, когда благодаря НСПД они смогут получить услугу в электронном виде, и подать заявление на получение земельного участка. Допустим, им нужен участок для стройки. В системе они смогут увидеть, какой участок свободен и подать заявление. Оно автоматом попадет к органам муниципальной власти, которые как раз занимаются тем, что предоставляют эти участки.
Сегодня, прежде чем предоставить земельный участок, нужно посмотреть очень много документов, провести юридическую проверку, экспертизу, выяснить – есть ли ограничения по участку, можно ли его предоставить. А когда все эти данные будут в одной системе, соответственно это упростит и сократит сроки предоставления этих услуг. Централизация всех этих данных на одной площадке станет хорошим инструментом для органов государственной власти, органов МСУ, потому что не надо будет по другим системам информацию собирать, и для граждан это большое удобство. Бывают случаи, когда граждане выигрывают участки на торгах, но, когда начинают строить, сталкиваются с проблемой, что там есть те или иные ограничения. Чтобы все это исключить, внедряется НСПД.
Прежде чем, в эти сервисы включить земельные участки для туризма и стройки, проводится большой пласт работы. Муниципалитеты отбирают земельные участки, направляют во все органы, в том числе и нам, мы смотрим – подходит ли он для дальнейшего вовлечения в оборот. Чтобы гражданам в дальнейшем не сталкиваться ни с какими препятствиями. Данная система заработает с 1 января 2024 года.
- На какие результаты вы рассчитываете по итогам реализации 518-ФЗ? Возможно ли увеличение налоговых поступлений в бюджет по результатам этой работы?
- Да, однозначно, выполнив все эти задачи, предусмотренные 518-ФЗ, вырастут объемы налоговых поступлений в бюджет республики. Плюс применение этого закона повысит качество и полноту данных в ЕГРН, что положительно повлияет на социально-экономическое развитие региона, инвестиционный климат в формировании консолидированных бюджетов по имущественным сборам, а также обеспечит защиту прав собственников при реализации инвестиционных инфраструктурных проектов. Я бы на первом месте здесь, конечно, поставил защиту имущественных прав граждан.
Для этого органы МСУ должны активно сотрудничать с населением, проводить разъяснительную работу и побуждать их самостоятельно оформлять недвижимость. Эта работа проводится в первую очередь в интересах самих граждан.
Беседовала Василя Ширшова